12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. КИРА
В конце 2017 года в российский прокат вышла полнометражная картина «Софичка» по повести Фазиля Искандера, снятая на абхазском языке. Трогательная, художественно сильная, рассказанная искренне и честно - история покорила своего зрителя. Фильм снят выпускницей режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском госуниверситете.
«Мы еще очень долгое время будем «учениками Сокурова», и нужно очень много терпения и сил, чтобы обрести свое собственное имя…», - говорит режиссер. Если судить по отзывам критиков о первом «полном метре» – Кира Коваленко, определенно, на верном пути.
«Помню, как мы с мамой часто переезжали…»
— Ехали куда-то, бежали, нигде долго не задерживаясь. От этого, видимо, где-то внутри осталось чувство неприкаянности и бесприютности. Может и красивые слова, но точные, когда думаешь о «доме». Мне до сих пор снятся дома, в которых мы жили, я прихожу туда, а там нет дверей и я не могу зайти, постою, постою и ухожу. Видимо, последнее время все сильнее хочется в детство.
Сейчас я думаю: «Какое это было простое и ясное время - еще молодая мама (совсем девушка) и все целое».
Родители разной национальности, семья отца не знает, что у него есть дочь, поэтому нельзя выдать себя, если встретишь папу на улице. Тривиальная, думаю, даже частая история на Кавказе.
Любимые предметы из детства: зеленый детский фильмоскоп, шкатулка и кассетный плеер. Книг не было совсем, даже у бабушки дома. Наверное поэтому так поздно начала читать – самое большое упущение.
«В своем поступлении в мастерскую я видела спасение...»
— После школы был колледж дизайна, наверное единственное место в Кабардино-Балкарии, где была неограниченная степень свободы, поэтому я и бежала туда. Стала веб-дизайнером.
Я боялась остановиться, задержаться в этом состоянии. Подсознательно я знала, что мне нужно хорошее гуманитарное образование, нужно что-то, что сделает меня целой и стойкой, вырастит во мне личность. Меня пугало мое окружение - молодые люди, которые ничего не хотят, ни к чему не стремятся, смутно проводят время (трава, таблетки, «движения» - как говорят на Кавказе). Самое страшное в том, что это не единичные компании – это почти весь город.
В своем поступлении в мастерскую я видела спасение. Я помню, как мне было стыдно на вступительных, когда я не могла ответить на какие-то вопросы, и помню, как я внезапно беспричинно заплакала в ту ночь, когда Александр Николаевич решал, кого он возьмет на курс. Поступила.
«Как с родителем...»
— Да, мы еще очень долгое время будем «ученики Сокурова», и нужно очень много терпения и сил, чтобы обрести свое собственное имя… Заслужить его… Может быть будет одно имя, в лучшем случае - несколько.
Мастер и ученики Слева-направо: Малика Мусаева, Кира Коваленко, Гаджимурад Эфендиев, Александр Сокуров и Кантемир Балагов. Санкт-Петербург, 2014 г. |
Степень сложности отношений с мастером у меня приравнивается к сложным отношениям внутри семьи. Как с родителем. Нехватка его любви или внимания, или - чрезмерная опека и удушье, все в сложном сплетении, узел на узле. Самое важное, что все что я умею, думаю, читаю, все с его помощью. Он тот, кто открыл двери. А конфликты внутренние или внешние всегда можно избежать, для этого есть масса способов.
«В работе я очень жесткая...»
— Думаю даже чрезмерно. И это плохо. Нужно соблюдать баланс, нужно создавать благоприятную атмосферу. Я не терплю слабость, как только я ее чувствую - начинаю ковырять ее как рану, не терплю, когда на площадке мне говорят «нет», «не могу», «невозможно», мне кажется, что все должны работать на преодолении, конечно, эта режиссерская позиция — эгоистичная.
О снятом
— Несколько короткометражек я сняла во время обучения, но в доступе есть только одна - «Они ушли от меня». Она есть на платформе Пилигрим. И мой полнометражный дебют «Софичка», его чудом можно было увидеть в нескольких кинотеатрах.
О «Софичке» мне уже сложно говорить, то ли от того, что многое уже было сказано, то ли от того, что уже прошло слишком много времени.
«Меня всегда будет интересовать человек» -
— …Не политика, не социальное, только человек.
«Главное, предельная честность, в первую очередь с собой...»
— Когда я снимала свои первые работы, когда впервые держала камеру в руках, у меня было желание экспериментировать, мне кажется, это проблема всех первых курсов. Сейчас я придерживаюсь мнения, что самое главное это замысел, история, характеры, что не нужно экспериментировать ради попытки создать что-то новое. Все создастся органично само, если быть чуткой к истории и делать то, что требует фильм.
Нам всегда говорили, что режиссер должен определить для себя канон, он постепенно формируется, но я понимаю, что если будет необходимость показать на экране жестокость, то я скорее пойду на это…покажу так, чтобы она вызвала отвращение. Моральный вопрос, всегда стоит остро. Главное, предельная честность, в первую очередь с собой.
«Очень люблю классику»
— …Марсель Карне, Витторио Де Сика, Ален Рене, Виктор Шёстрём... Помню почти все фильмы конца 20-х и как мы на лекциях по истории кино празднично встречали звук в кино. Из современников или из тех кто мог быть нашими современниками – Пьер Паоло Пазолини, Райнер Вернер Фасбиндер, Ингмар Бергман, Ларс фон Триер, Кира Муратова.
Главный российский фильм 21 века? Я очень мало смотрю, и для меня это очень сложный вопрос. Наверное, фильм «Теснота», но это не реверанс моему однокурснику Кантемиру Балагову, это важный фильм, надеюсь, после него в стране будет больше дебютов.
Меня часто укоряют, что нужно смотреть все, но я понимаю, что на все меня не хватит, поэтому нужно быть очень избирательной. Из последнего что смотрела - Джона Кассаветиса и Аббаса Киаростами.
«Вопрос самоидентификации у меня всегда будет открытым...»
— Страшно признать, что ты ни к чему не привязан… Я стала понимать, что место, к которому я привязана, оно существует только в моей памяти… Как мост над железной дорогой - бабушка водила меня на него каждый день, мы ждали маму из долгой поездки, и какие-то очень теплые воспоминания, связанные с этим мостом. А моста больше в городе нет, а у меня он есть… С возрастом мешочек с «местами» все тяжелее.
Да, я скучаю иногда по запаху, по какому-то необъяснимому чувству, которое бывает, когда я приезжаю в Кабардино-Балкарию, но это какие-то ловушки памяти, они быстро рассеиваются. Может тут дело в том, что вопрос самоинденфикации у меня всегда будет открытым. Странное дело, в Нальчике я всегда буду чужой, потому что считаю себя русской, в России я все равно с Кавказа.
После обучения полгода жила в Абхазии, после - два года в Санкт-Петербурге, сейчас уже месяц в Москве. Я всегда говорила, что мой дом будет там, где я смогу работать, я пока ищу этот дом.
Будущее
— Единственные мысли о будущем – оставаться в профессии, много работать, чтобы были замыслы, идеи, чтобы ничего не угасало. Любые пробелы в работе опасны.
PS. Мы смотрели хронику, кажется, 1901 года. Мальчишка с экрана махал нам рукой. Наверное, это мое самое первое и сильное впечатление от кино. Оно может сохранить все. Очень мне близка эта мысль, понятна. Она меня как-то удерживает в моих волнениях о том, на что уходит жизнь.
СПРАВКА:
Кира Коваленко. Режиссер, сценарист. Родилась в Нальчике. По первому образованию - дизайнер. В 2010 - 2015 г.г. - студентка режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете.
Фильмография:
«Софичка» - 2016
«Они ушли от меня» - 2014
«Руины» - 2014
«Небо казалось высоким» - 2013
«Клетка ищет птицу» - 2013
«Марево» - 2012
«Весна придет» - 2011
Среди наград фильма "Софичка" - спецприз «За сохранение культурных традиций» (фестиваль «Дух огня», Ханты-Мансийск), приз за лучшую режиссуру (фестиваль «Горький fest»), призы за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Лана Басария) на МКФ в Дублине.
В ноябре 2017 г. «Софичка» вышла в эксклюзивный прокат в кинотеатрах «КАРО». Показы прошли в рамках программы «Новое молодое кино» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Сургуте и Самаре.
Записала Карина БЕСОЛТИ