12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. ГАДЖИМУРАД ЭФЕНДИЕВ
Когда история режиссерской мастерской в Нальчике только начиналась, Александр Сокуров произнес пророческое: “Они закончат учебу и начнется борьба. Им придется нелегко. Их будущее меня волнует”. Сегодня, когда это будущее уже наступило, судьба студийцев действительно не всегда однозначна и определённа. Она связана с поиском и преодолением, счастьем творчества и сомнениями художника. И с неизменным желанием - “остаться и состояться в профессии”.
Гаджимурад ЭФЕНДИЕВ - один из двенадцати “сокуровцев” - говорит, что научился у своего мастера не только профессии, но и таким основополагающим вещам как человеколюбие, способность прощать и бороться. Еще - он не так давно принял решение вернуться из Италии, где провел последние два года. Возвращение, надо сказать, получилось эффектным - его короткометражный фильм “Хамса” был представлен в конкурсной программе 39-го Московского международного кинофестиваля.
— Гаджимурад, расскажите о своем участии в Московском международном кинофестивале.
— Так сложилось, что в последний год моему фильму отказало около 20 кинофестивалей России и Европы. После - фильм оказался в конкурсной программе международного студенческого кинофестиваля в Польше. Через некоторое время пришло сообщение на почту, что я победил в двух номинациях - “Лучший фильм” и “Лучший режиссер”.
На фестиваль я не поехал, так как он выпал как раз на те дни, когда я завершал двухлетнее обучение в международной итальянской организации “Rondine cittadella della pace” (дословно переводится как «Цитадель мира»). Трейлер моей картины“Хамса” увидели отборщики московского кинофестиваля и через некоторое время предложили участие в конкурсной программе. Это было своего рода маленькой удачей, так как необходимо было о себе “заявить”, ну или напомнить, перед возвращением в Россию и подготовкой к дебюту.
На самом кинофестивале я появлялся не так часто. Лишь на пресс-конференции, показе и закрытии. В остальное время были запланированы встречи с важными людьми, которые так или иначе, могли бы помочь мне в следующей работе.
Удалось встретиться с известной дагестанской писательницей Алисой Ганиевой, которая пришла на показ моей работы. С Мариной Разбежкиной — чудесным человеком и мастером своего дела. Она режиссер-документалист, у нее школа документального кино в Москве. Мы где-то год назад начали наше общение, она меня часто поддерживала и вот, наконец-то, встретились в Москве. Это была скорее приятная встреча и знакомство в реальной жизни, в меньшей степени - встреча, связанная с работой.
Была удивительная встреча с Адрианой Кьеза Ди Пальма, членом жюри многих международных кинофестивалей, женой известного итальянского оператора Карло Ди Пальма (работал с Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Вуди Алленом, Этторе Скола и др. - прим.ред.). Думаю, особо о нем рассказывать не стоит, люди, так или иначе связанные с кинематографом, о нем слышали и хорошо знакомы с его творчеством.
Так же познакомился с мастерами своего дела - известным кинокритиком Петром Шепотинником и Андреем Шиголевым, также с прекрасной Асей Колодижнер. Все остальное время, проведенное в Москве, уделил встречам с друзьями, которых мне очень не хватало и которых я не видел около двух лет из-за учебы и моего переезда в 2015 году в Италию.
— Вы поднимаете в своем фильме «Хамса» очень сложную тему. Берете особую оптику — рассказываете с позиции участника атаки, а не жертвы. Это не вызывало у вас чувство какого-то страха или сомнений?
— Пытаюсь понять, что бы было, вернись герой домой, где его ждут жена и мать. Одни из самых важных людей в нашей жизни, люди которые нас всегда простят и примут, люди о которых мы вспоминаем, к сожалению, лишь в самый последний момент.
Я лишь пытаюсь понять ощущения и мысли человека уже совершившего что-то. Важно, не почему он поступил именно так, каковы были его цели и мотивы, а почему он не поступил иначе, зная, что дома его ждет мать и жена. И как он теперь будет с этим жить.
Если есть сомнения или страх, то лучше не браться за фильм. Посчитал эту тему важной на период моего обучения, решил, что именно она должна быть дипломной работой, и попытался сделать все, чтоб ее реализовать.
Проблем с показами в Нальчике не было, были проблемы с поиском актеров, которые отказывались сниматься в фильме. Но это нормально, их можно понять. Это для меня фильм о простой и конкретной семье, в которой случилось горе, а для остальных - это, в первую очередь, история, связанная с трагическим для Нальчика 2005 годом. Важно было понять, как в нашем обществе люди справляются с горем, как умеют друг друга понять, помочь, способны ли мы прощать и сделать все, чтобы быть прощенными.
— Вы пришли в режиссуру из другой профессии. Это был такой путь с препятствиями или все-таки ровная дорога, где каждый поддерживал и понимал? Что самое важное в этой вашей дороге к профессии?
— Всегда есть препятствия на пути, а на правильном пути их еще больше, и они куда сложней. Внешних проблем было предостаточно, но самые сложные - это препятствия внутренние. Борьба, которая непрерывна идет внутри нас, в этой борьбе ты всегда один, помощников тут уже нет и быть не может.
К сожалению, Богом или судьбой я не был одарен таким великим талантом, как, например, писать книги или картины, создавать скульптуры, слышать и писать музыку, играть на инструментах, быть актером в театре. Видимо поэтому так сложилось, что я попал именно в режиссерскую мастерскую.
Кинематограф – единственная моя связь с «высоким», единственное, чем я овладел - хорошо или плохо не мне судить - за время учёбы в мастерской Александра Николаевича Сокурова.
Я лишь всей душой желаю ежедневно прикасаться к высокому, а, может даже быть частью этого высокого.
— Возможно, есть некий заветный проект, который ждет своего часа? Может сценарий?
— Есть, и их уже три. К одному из которых я готов приступить хоть через месяц. Вопрос лишь в финансировании, и это как раз одно из внешних препятствий на пути к реализации идеи. О будущем фильме могу лишь сказать, что это будет моя очередная попытка понять себя и мой народ, используя инструменты кинематографа и свой опыт жизни в Дагестане, но уже в масштабе полнометражного фильма. Это, к сожалению, единственное, что я могу раскрыть.
— Режиссер – профессия достаточно жесткая. А вы жесткий человек?
— Достаточно жесткий по отношению к другим, и недостаточно жесткий по отношению к себе. Но время есть, чтобы что-то изменить.
— Современное искусство, в том числе и в контексте кинематографа, само собой предполагает поиск какого-то нового языка, новых тем. Что для вас эксперимент в кинематографе и каковы его границы?
— Нет, нового языка и не будет. Я пытаюсь быть режиссером, не для того, чтоб открыть что-то новое или кого-то удивить чем-то. Все, что было возможно, уже придумано. Мы пользуемся дарами наших предшественников. Нет-нет, есть что-то куда важнее нового языка!
Неприемлемо считать кинематограф экспериментом.
Либо кинематограф заполняет твою жизнь и становится твоей жизнью до такой степени, что ты осознаешь, что не можешь без него жить. Либо ты выбираешь другой путь.
Мой эксперимент в другом — в попытке наладить диалог с самим собой, понять себя посредством кинематографа, найти свое место в мире. Понять себя: для чего я есть и зачем я есть!
Сложно ответить — что приемлемо, а что нет. Нельзя быть в чем-то убежденным на сто процентов. Мы люди, мы меняемся, меняются наши мысли, убеждения, взгляды на жизнь. Мы молоды и живы, а все живое имеет шанс на перемену. На движение. А там, где движение, там жизнь. И это нормально, в этом есть ведь своя прелесть. Прелесть жизни еще в том, что мы все совершенно разные — это удивительно и необъяснимо!
— Что вам нравится в современном кинематографе? Режиссеры, фильмы.
— Фильмы Александра Сокурова, Александра Довженко, Тенгиза Абуладзе, Артаваза Пелешана, Робера Брессона, Андрея Тарковского. Мне интересны Бела Тарр, Акира Куросава, Ким Ки Дук, Фриц Ланг. Естественно, период итальянского неореализма — теперь уже пересматриваю картины на итальянском языке в оригинале, это особенное и непередаваемое чувство.
Мастер и ученик. Александр Сокуров и Гаджимурад Эфендиев |
— Что вам дал ваш мастер?
— Характер. Характер отстаивать право на жизнь. На честную, достойную и свободную жизнь. Человеколюбие, прощение, самостоятельность. Любовь к книгам и к профессии, любовь к саморазвитию и к изучению людей. Любовь к человеческим лицам. Профессию.
— Чем вы сейчас заняты?
— Заканчиваю магистратуру в школе профессиональных фотографов во Флоренции и готовлюсь к переезду в Россию, а точнее — в Дагестан. Начну подготовку к дебюту, поиску локаций и актеров. Дебют не за горами!
— Вы привязаны к месту, где родились?
— И да, и нет. Я провел много времени за пределами республики и Кавказа, стал шире смотреть на многие вещи, стал гибче как человек, менее привязан к вопросу самоидентификации. Но вопрос самоидентификации для меня важен, главное, чтобы он не принимал радикальный характер или поверхностно патриотический. Важен особенно в современном мире, где маленькие народы и культуры сливаются с большими и теряют себя.
Разность и разновидность людей на планете придает ей свою изюминку, некую особенность. Есть вещи, которые необходимо сохранять, потеря их может привести к тотальному разрушению чего-то важного. Это породит целое поколение молодых людей забывших и не знающих, кто - они. Это ведь будет потерянное поколение!
Я четко осознаю некоторые вещи: я - лакец, я — из Дагестана. Что это значит для меня? Что у меня есть народ и я часть этого народа, есть история и культура, она не такая глубокая и античная как у других народов России или Европы, она не повлияла на общемировую культуру и историю, но она есть и нам есть, что любить, и чем дорожить.
Наверное, будет правильно сказать, что я дагестанский режиссер (но это уже решать народу, а не мне). И на данном этапе моей жизни я хочу вернуться и снять кино там. Я ведь не просто так решил вернуться из Италии в Дагестан, осознавая все сложности, которые меня ожидают. Как-то так.
— Что для вас вообще искусство – способ излечиться, способ сказать, способ отстранения или что-то еще?
— В одном интервью я сравнил режиссуру с медициной. На мой взгляд, режиссура и медицина могут иметь нечто общее, если правильно пользоваться таким инструментом как кинематограф. Что, например, необходимо, чтобы вылечить больного или раненого? Для начала провести обследование и выявить причину болезни, раны. Будь то ножевое ранение или смертельный недуг. Точно также и в режиссуре — необходимо знать общество, в котором мы живем, обследовать его, исследовать. Это необходимо делать не для конструирования мостиков, а ради попытки понять тот или иной социум, исследовать конкретную семью, конкретного человека.
Возможно и я ищу в кинематографе спасение для себя. Возможно и я ранен, а режиссура сейчас мой лечащий врач. Кто знает?!
— Что вас волнует как художника?
— Одиночество и все ее разновидности. Все формы одиночества, существующие в нас — это безумно интересно. Я бы хотел понять, что такое одиночество. Ощущать его — это одно, привыкнуть к нему — другое, намеренно им жить — третье. А вот понять, что это такое? Возможно, это одна из самых важных тем, что меня сейчас интересуют.
— Что помимо режиссуры?
— Изучение языков, путешествия, знакомства с новыми и интересными людьми. Книги и фильмы, музеи и театры. А если мы про профессию, то даже и не знаю. Порой ловлю себя на мысли, что я ведь ничего больше и не умею.
-
Фильм ученика Сокурова Гаджимурада Эфендиева участвует в конкурсе короткометражных фильмов ММКФ
-
"Горький fest" признал ученицу Сокурова Киру Коваленко лучшим режиссером
-
Картина ученика Сокурова Кантемира Балагова получила приз в Каннах
-
Александр Сокуров предлагает открыть киностудию в Нальчике
-
«Антигона» ученика Сокурова Олега Хамокова покорила столицу Киргизии
-
Сокуров показал на открытии "Кинотекста" фильмы своих выпускников из Кабардино-Балкарии
— Что будет завтра?
— Я жил Махачкале и представить не мог, что получу первое высшее образование, потом буду работать в американской организации и помогать детям, потерявшим родителей на войне или в терактах. После и представить не мог, что встречу Александра Сокурова и буду у него учиться, что у меня будет второе высшее образование. Что стану режиссером и окажусь на кинофестивалях России и Европы. Что буду жить и учиться в Италии, познакомлюсь с новой культурой, начну изучать новые для меня языки.
Я не знаю, что будет дальше. Как и герои моих фильмов. И не хочу знать. Есть планы и я живу, и буду жить, чтоб их реализовать.
— О чем мечтаете в профессии?
— Быть понятым собой, в первую очередь. Быть понятым своим народом. Как бы пафосно это сейчас не прозвучало. Быть понятым и быть принятым — это разные вещи, вот я бы хотел быть, для начала, именно понятым!
— Ну и под конец…
— Возможно, я на это очень надеюсь, в России ещё есть такие режиссёры как Александр Сокуров, Марина Разбежкина, Дмитрий Мамуля и другие, готовые набраться храбрости и жертвовать своим временем во благо одного из кинематографически менее развитых регионов России. Молодым людям с окраин нужна поддержка больших мастеров. К сожалению, не все большие художники готовы отказаться от кинофестивалей, государственных заказов или своих фильмов, чтоб оставить след в истории через подобного рода помощь молодым людям, нуждающимся в поддержке, как в глотке свежего воздуха.
Гаджимурад Эфендиев родился в 1990 г. в Махачкале (Республика Дагестан). Учился в гимназии №38 c математическим уклоном. Поступил в РГПУ им. Герцена на факультет “Экономика и право”.
2010-2015 г.г. - студент Режиссерской мастерской Александра Сокурова в КБГУ им. Х.М. Бербекова.
С 2015 г. - студент в Rondine Cittadella Della Pace|Цитадель Мира (Италия, г. Ареццо).
2016 г.- студент Флорентийской частной школы профессиональных фотографов (Италия).
Принимал участие в кинофестивале “Метрополис”, Санкт-Петербург (2011), кинофестивале 2morrow/Завтра, Москва (2014), МКФ студенческих фильмов «Начало», Санкт-Петербург (2014), кинофестивале в Швейцарии-Локарно в программе “Режиссеры будущего” (2014), кинолаборатории К.Л.А.С. Александра Сокурова в Санкт-Петербурге (2014), кинофестивале “Зеркало” им.А.Тарковского (2015), в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля (2017). Победитель в номинациях «Лучший режиссер», «Лучший фильм» в международном студенческом кинофестивале в Польше (2017).
Фильмография:
Короткометражный игровой фильм “Мельхет”.
Короткометражный документально-игровой фильм “Счастливы близкие наши”.
Короткометражный документальный фильм “Сердечные очи”.
Короткометражный игровой фильм “Дерево без корней”.
Короткометражный игровой фильм “ХАМСА”.
Автор: Карина БЕСОЛТИ