Люди 12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. МАЛИКА МУСАЕВА
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. МАЛИКА МУСАЕВА

4 ноября 2017 | Автор: Карина БЕСОЛТИ
31625
30
-

12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. МАЛИКА МУСАЕВА


Она родилась в Чечне, училась в Нальчике в режиссерской мастерской Александра Сокурова, живет в Гамбурге. Между этими тремя точками на карте - противоречивый, сложный путь человека и художника, преодоление непростых обстоятельств, жажда жизни, справедливости, собственного голоса. "Сокуров каждому находил свой путь, изменил всех, перевернул мировоззрение", - говорит Малика. Однако опыт пяти лет учебы у мастера не дался даром — был изматывающим и прекрасным одновременно, укрепил амбиции и желание идти дальше, за горизонт. Получается ли? Об этом и о многом другом - сама Малика МУСАЕВА.

 

“Вот уже год как я уехала из России...”


— Было тяжело начинать заново все, что связано с кино и индустрией. Когда я только сюда приехала, искала что делать, чем заниматься. Затем познакомилась с директором одной киностудии в северной части Германии. Он мне очень помог на фестивалях, где я показывала работы, снятые еще в Нальчике. Потом он же подсказал, что есть хорошая возможность пройти курсы. В университете Школа Медиа. Там учатся журналисты, режиссеры, художники. Через какое-то время мне предложили поступить туда в магистратуру.

 

Схема обучения немного отличается от нашей. Ты пишешь сценарий не сам - это делают шесть сценаристов, ты лишь выбираешь тему, которая тебе интересна. Работа режиссера над сценарием запрещена. Сценарист пишет, но работает совместно с режиссером. Это, конечно, оставляет мало свободы, ставит довольно жесткие рамки. Но снимают они, конечно, очень профессионально, на высоком уровне. Режиссерам здесь интересны, в основном, острые социальные темы, которые сейчас волнуют европейцев. К примеру, очень популярна тема феминизма, много работ делается о Второй мировой войне.

 

Для меня это пока единственная возможность снимать, поэтому нужно как-то работать в поставленных рамках. Когда мы обсуждали со сценаристом, что было бы интересно снять мне как режиссеру, пришли к выводу — работа должна быть связана с чеченской тематикой. Это то, что действительно меня волнует. Рада, что мне повезло с возможностью самой выбирать тему.

 

Мастер и ученик. Александр Сокуров и Малика Мусаева

 

 

 

 

 

 

 

Мастер и ученик. Александр Сокуров и Малика Мусаева

 

Сложно сказать, где мое будущее - в России или в Европе. Я думаю об этом постоянно.  Мне близка русская культура, поэтому здесь мои работы кардинально отличаются. Возможно, так бывает у всех — когда в чужой стране троекратно усиливается чувство родины. Тоска, любовь к культуре, авторам, кино, людям. Какие-то особенные ощущения из детства. Я хотела бы вернуться. Но пока я не знаю, когда это будет.

 

“Практически все, о чем я мечтала - сбылось...”


— Просто у кого-то тропинка прямая и ясная, а у кого-то она идет через лес, гущи, трудности. Последнее — это про меня. Переплывать через реки, переходить горы, падать, возвращаться обратно — такой вот бесконечный поиск и процесс преодоления.

 

Не все так легко, как хотелось бы. Когда еще  училась в школе, мечтала о журналистике. Не потому, что у меня был какой-то особенный писательский дар, нет. Меня волновала вся та бесконечная несправедливость, которую я видела вокруг.

 

Когда убили Политковскую, за то лишь, что говорила правду и многие другие вещи... Мне хотелось высказать свою точку зрения на происходящие вокруг меня события. Сейчас, будучи режиссером, я понимаю — всё это где-то рядом, снимая ты точно также высказываешься о том, что тебя волнует. Рада, что пошла все-таки в сторону режиссуры, а не журналистики.

 

“Режиссура — всегда борьба...”

 

 

— Если обижу кого-нибудь  и  чувствую, что в человеке остался от этого осадок, что не забылось, буду постоянно думать об этом, пока ситуация не разрядится. Каждый раз на площадке — это такая борьба с собой. Вот пример. Недавно мы снимали короткое видео. Пришли люди, не режиссеры, сказали: «Давайте делать». Окей, давайте. А мне надо было этот весь процесс организовать. И тут надо понимать специфику режиссерской работы, чтобы не обижаться на какие-то вещи.

 

Когда мы, например, со студийцами работали в Нальчике, могли друг другу во время съемок и что-то жесткое сказать, но никто не воспринимал такие моменты близко к сердцу, не обижался, все понимали — это нормальный рабочий процесс. А тут людям не очень нравится, когда они уходили, например, покурить, а я останавливаю: «Куда? Нет! Какой курить?!»

 

Вопрос необходимой степени жесткости в профессии — это что-то про чутье, все-таки. Ты чувствуешь, что люди сейчас каким-то образом проверяют тебя, хотят нащупать твою слабину и взять над тобой верх. Этот момент всегда присутствует в режиссуре. Режиссура — всегда борьба.

 

Женщина-режиссер

 

— В России присутствует тема “женщина-режиссер”, в Европе – нет. Если ты вдруг скажешь про что бы то ни было: “Это не женское дело”, здесь к этим словам отнесутся очень критично. Иногда реакция даже чересчур агрессивная. Тема борьбы за равноправие женщин и мужчин очень болезненная для Европы. В России все немного по-другому. Александр Николаевич (Сокуров, - прим. ред.) часто говорил, что даже в режиссуре женщина должна помнить о своей женственности.

 

Недетское о детстве

 

— Все мы живем воспоминаниями из детства. Я родилась в Чечне. Когда была совсем маленькой, у нас шла война, поэтому хорошо помню, что такое прятаться от бомб, стрельба. Благодаря всему пережитому, я не так боюсь каких-то сложностей.  Если вдруг кто-то умрет — наверное, не буду такой потерянной. Как бы это не звучало страшно. Да я видела в детстве всю эту военную ситуацию, но сейчас бы такую же ситуацию восприняла по-другому.

 

Помню, как мы уезжали в Ингушетию. Было много-много-много машин, танки, всех проверяют. Если не дай Бог что-то не так — могли и расстрелять. А мама сделала нам специальные кусочки ткани, где были написаны наши имен. Это на случай смерти — чтобы  тела опознали.

 

Когда я смотрела работы Аслана Гайсумова (чеченский художник - прим. ред), возникало чувство, что это все мне очень близко. Мы ведь с ним одного возраста. Мы пережили в детстве все это. Думаю, у него остались те же ощущения, что и у меня.  Я имею в виду, что вот это поколение 25—27-летних имеют схожие воспоминания. И они остаются с тобой всегда, как какие-то четкие картины, какая-то непроходящая тоска. Очень здорово, как он вот это все показывает в своем творчестве.

 

Помню, как спустя время зашла в дом, где мы жили. Все было полуразрушено, дом давно заброшен. Я рыдала над этими старыми обоями в цветочек… Помните, такие — советские? Всюду валялись кусочки люстры, из которых мы в детстве делали себе сережки. Что меня поразило, на двери старого подвала сохранились остатки рисунков, которые мы делали с одной девочкой. В саду росли три дерева, а нас как раз три сестры — у каждой по дереву. Большое — старшей, среднее — мое, последнее – самой младшей, ей 9 лет тогда было. Сейчас там все заросло. Кусочек от качелей остался. Была когда-то история человеческая, жизнь, и вдруг — заросли, все разворочено бомбами. Эти ощущения никогда не передать словами.

 

Границы в творчестве


— Опять же, исходя из того, чему нас учил Сокуров. Он говорил: никогда не показывай человека, который умирает или умер, издевательства над человеком.  Недавно я была на фестивале документального кино. Девочка снимала кино в Сирии, были показаны очень жесткие картины. Она ходила постоянно с военными и рассказывала, что у нее много таких отснятых сцен, в которых человек ранен или умирает. Война – это не красота. Но я бы не смогла так снимать. Вот это, наверное, и есть граница, через которую мне не переступить.  В остальном - все возможно.

 

О кино, мастере и студийцах


— Не могу себя заставить следить за новинками кино. Пересматриваю все время старое кино. Это плохо, я знаю, но не могу себя заставить. Хотела поехать на премьеру "Тесноты"(фильм Кантемира Балагова, ученика А. Сокурова - прим. ред.), но, к сожалению, не получилось, у меня магистратура. На мой взгляд, Кантемир — один из немногих среди нас, для которого это все реальная жизнь, ему не приходится себя преодолевать. Кино – это его естество, он все делает с легкой руки. 

 

Сокуров обучил нас глубоко думать, глубоко разбирать персонаж. Смотреть не однобоко, а с разных сторон. Я ему очень благодарна за это.  Он дал нам основы, которые помогают нам в профессии и будут с нами до конца жизни. Обучил нас и в человеческом плане. Взрастил духовно всех нас.  Каждому находил свой путь, изменил всех, перевернул мировоззрение.

 

Студия наша очень дружная. Мы были 5 лет вместе. С утра до ночи, с ночи до утра. Я уехала, с кем-то поддерживаю связь больше, с кем-то меньше.  Но это нормально. Они все равно важная часть меня, моей жизни. И так для каждого из нас. Мы всегда будем друг для друга семьей.

 

Я желаю, чтобы у всех моих  однокурсников получилось остаться в кино. Чтобы у всех все было хорошо, никто не был несчастен и не случалось разочарований. 

 

12 УЧЕНИКОВ СОКУРОВА. МАЛИКА МУСАЕВА


СПРАВКА:


Малика МУСАЕВА родилась в Грозном (Чеченская республика). После окончания средней школы в 2010г. стала студенткой режиссерской мастерской А.Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. В настоящее время учится в магистратуре в Hamburg Media School (Гамбург, Германия) по специальности "Кино".


Фильмография и участие в фестивалях и конкурсах:

«Письмо матери» (2010 ) - показ на 67-м международном кинофестивале в Локарно, Швейцария, 2014г.

«Сердечная теплота» (2011)

«Ночевала тучка золотая» - показ в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге (2012); в библиотеке им. Маяковского в Санкт-Петербурге (2012); показ в рамках кинолаборатории «КЛАСС» А.Н. Сокурова в Репино (2014).

«Колокола звон» (2013) - показ на фестивале 2morrow в Москве (2014); показ на международном фестивале «Fest» в Сербии (2014).

«Так поздно» (2012)

«Приоткрывая дверь» (2013) - участие в конкурсной программе Кинотавра (2014); специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «За расширение кинематографического пространства»; показ на 67-м международном кинофестивале в Локарно (Швейцария); показ на фестивале «Real heroes film» в Челябинске (2014).

«Башня молчания» (2014) - показ на кинофестивале им. Андрея Тарковского в Иваново (2015).

Дипломная работа «Легкая вина» (2015).

Участие в фестивале Lübecker Filmtage, Германия (2016).

Участие в фестивале Schleswig-Holstein Filmfestival, Германия (2017).


Записала Карина БЕСОЛТИ


Рубрика: Люди -> Новые имена
Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа