КАНТЕМИР БАЛАГОВ: СИЛА В ПОСТУПКАХ
Его фильм «Теснота» показали в 2017 году на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» , и критики встретили его столь восторженно, что присудили картине приз Международной федерации прессы – ФИПРЕССИ. Оказалось, что это только начало: cпустя год, в 2018 году, выпускник мастерской Александра Сокурова уже сам в составе жюри оценивал в Каннах фильмы, отобранные в «Особый взгляд» - второй по значению конкурс. Ещё через год - в 2019 году, его второй фильм «Дылда» тоже триумфально встреченный в Каннах, и собравший призы престижных кинофорумов, был выдвинут от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Немногие к 28 годам достигают таких успехов. Кантемир Балагов – добился.
Парень из Нальчика вспоминает, что с детства был киноманом, а к 20 годам осознал, что хочет снимать кино. И начал: отец подарил фотоаппарат-зеркалку, и Кантемир с друзьями взялись снимать веб-сериал. За год они сняли 10 серий, но что делать дальше Балагов не знал. Где Нальчик, а где столицы, в которых учат на режиссеров? Но, оказалось, горы ходят к талантливым Магометам: режиссер-гора Сокуров набрал тогда мастерскую в Кабардино-Балкарском университете. Посмотрев работу Балагова, Александр Николаевич взял его сразу на третий курс.
«Сокуров дал мне другое понимание кино Изменил меня как человека. Это школа жизни. Мастерская Сокурова сформировала меня как личность», – признается Балагов в интервью. Первые же студенческие работы были благосклонно приняты на кинофестивале в Локарно.
Историю, которая легла в основу фильма «Теснота» Кантемир услышал от отца.
«У меня было дикое желание снять кино, я понимал, что в это кино вложу всё, всего себя», – рассказывает молодой режиссер. И помимо Каннского приза картина собрала отличный урожай наград: Гран-при XI Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», приз «За лучший дебют» фестиваля «Кинотавр» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России имени Даниила Дондурея.
«Теснота» была продана для международного проката, и, таким образом окупилась еще до выхода на широкий экран. Фильм о той тесноте, когда, по словам режиссера, «ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека», о тесноте, как чрезмерной близости в семье и на одном пятачке земли, о внутрисемейных отношениях и о разности менталитетов привел режиссера на Каннскую дорожку и открыл ему дорогу в большое кино.
«Первый фильм – это выплеск того, что в тебе накопилось. Есть опасность повторить самого себя», – говорил Балагов. Режиссер этой опасности избежал: «Дылда», триумфально встреченная на Каннском фестивале, продолжает собирать призы престижных кинофорумов и выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А обласканный лаврами режиссер не планирует остановок: новый фильм будет с мужским характером. Место действия – современный Северный Кавказ, места близкие, люди знакомые.
Кантемир Балагов считает, что сила – в поступках и делом подтверждает свои взгляды. И пока не торопится в Голливуд, хотя зовут и заманивают: боится потерять самобытность, которая есть в каждом человеке.
Ольга СЛАВИНА