СЕРГЕЙ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. ЧЕЛОВЕК ВЫСШЕГО ЦВЕТА
Вы знаете, где находится Россия, которую мы потеряли в 1917 году? Она хранится в Библиотеке Конгресса Соединенных Штатов Америки. В фотографиях Сергея Михайловича Прокудина-Горского: именно он, подвижник, эмигрант, создал и сохранил для потомков образ империи, которая ушла в прошлое на его глазах. Химик, изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ, но главное, пионер цветной фотографии, он не просто запечатлел Россию – он дал ей возможность увидеть себя. Познакомиться с собой и полюбить себя. Сергей Прокудин-Горский стоит нашей внимательной памяти.
ЖИЗНЬ ДЛЯ ФОТО
«Обслужены были:
1) – Мариинский водный путь;
2) – Туркестан;
3) – Бухара (старая);
4) – Урал в отношении промыслов;
5) – Вся река Чусовая от истока;
6) – Волга от истока до Нижнего Новгорода;
7) – Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых;
8) – Кавказ и Дагестанская область;
9) – Муганьская степь;
10) – Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война);
11) – Мурманский железнодорожный путь.
Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы».
Это цитата из воспоминаний Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Если вы не знали эту фамилию, то подумали бы, что, возможно, он был географом. Или, споткнувшись о термин «обслужены», – что он из племени коммерсантов. Но нет, Прокудин-Горский был профессиональным фотографом.
От Мариинского водного пути и до Туркестана, от Уральских гор до Кавказских, от прикаспийской Муганьской степи до бурых скал Финляндии – всю неохватную Российскую империю Прокудин-Горский проехал с фотоаппаратом. Не слишком обыденным в его время, ведь родился потомственный дворянин в 1863 году. Так больше того: к исходу девятнадцатого века, когда и снимать мог далеко не каждый, Прокудин-Горский делал цветные – совсем тогда диковинные – фотографии. Метод и аппаратуру он придумал сам.
СЕРГЕЙ МУРОМЕЦ
Город, где появился на свет мастер, называется Муром. Тот самый, что навечно связан с уроженцем ближнего села Карачарова – богатырем Ильей. Муром еще и родина изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Удивительно, что два человека, сотворивших наш современный видеомир, – земляки.
Родовое имение Прокудиных-Горских со смешным названием Фуникова Гора и до отмены крепостного права не было источником большого капитала. Вот и пошел Сергей не по «барской», а по ученой части. Семейные предания Прокудиных-Горских утверждают, что учился он в Александровском лицее – том самом, где среди первых выпускников числился Пушкин.
Потом был Санкт-Петербургский технологический институт. Специальность – химия, любимый наставник – сам Дмитрий Иванович Менделеев. По традиции следом за отечественным образованием последовала заграничная стажировка. Вот там-то, в Берлине, в лаборатории Адольфа Мите, Прокудин-Горский и занялся научной фотографией.
Неожиданное увлечение не сразу стало профессией. По возвращении на родину Сергей женился на Анне Александровне Лавровой – дочери известного русского металловеда и директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя: образование позволяло.
УЧЕНАЯ ПРЕЛЮДИЯ
Тем временем стараниями Менделеева в Императорском Русском техническом обществе (ИРТО) организовали фотографический отдел. Большинству ведь и в голову не приходит, что, элементарный внешне, процесс фотографирования – на самом деле сложнейший. Здесь нужны знания в прецизионной технике, оптике и, главное, химии.
Для того чтобы сделать снимок цветным, используют сложные химические соединения. По-научному этот процесс называется сенсибилизацией. Прокудин-Горский разработал (и постоянно совершенствовал) состав сенсибилизатора. И создал оригинальную конструкцию камеры именно для цветных снимков.
Аппарат Прокудина-Горского делал три снимка через разные цветные светофильтры на одну стеклянную пластину. Потом с помощью проектора (тоже оригинального, собственной конструкции) все три изображения совмещались, и получалась картинка невиданной цветопередачи.
Ко времени создания авторского метода Сергей Михайлович слыл уже мировым авторитетом в фотографии, владельцем Фотографической и фототехнической мастерской в Санкт-Петербурге, на Большой Подьяческой, в доме 22, издателем популярного журнала «Фотограф-любитель».
ДЕЛО ЖИЗНИ
Но оказалось, что все это были приготовления для главного – для предназначения жизни. В 1904 году солидный мужчина, отец семейства, авторитетный спец, первый раз отправляется в тривиальную экспедицию с ее обычными неудобствами передвижной и бивачной жизни. То были съемки солнечного затмения в Туркестане. Но эта, можно сказать, техническая съемка была своеобразным толчком, началом.
Дагестан. Салтинское ущелье. Ок. 1912 г.
Потом он едет снимать виды в горный Дагестан – и красоты горной страны вышли в самом выгодном свете, точнее сказать, цвете. В этом же году Прокудин-Горский снимал Финляндию и окрестности Санкт-Петербурга.
Красота отечества, результаты собственной работы зародили большую мечту – увековечить всю Россию. Зачем? А чтобы все, а в первую голову – дети, молодежь, увидели и полюбили страну. Прокудин-Горский был справедливо убежден, что всякий знакомый с его работами запомнит их навсегда. Просвещение – вот что стало смыслом его жизни.
ЦАРЬ В ПОМОЩЬ
Подвижник (иначе не скажешь) запланировал грандиозный проект – запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и природу. Однако снимать можно было не всё и не везде: попробуй явись на «стратегический объект» вроде моста – вмиг за шпиона примут.
Держава огромна – как по ней ездить? Помощь пришла, откуда надеялись: от Николая II. К этому времени Прокудин-Горский стал в России популярен и знатные семейства наперебой звали к себе – поглядеть на работы. Слух о мастере шел по всей Руси Великой, дошел и до императорского семейства.
На жнитве. 1909 г
Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд. 1907 г.
Группа рабочих на сборе чая: гречанки, Чаква, ок. 1907-1915.
В Регистане. Самарканд. 1907 г.
К 1909 году Сергей Михайлович имел не только коллекцию видов России, но и мировое признание: лауреатство на выставках в Париже, Антверпене и Ницце. Вся просвещенная Россия знала цветной фотопортрет Льва Толстого работы Прокудина-Горского.
Русское фотографическое общество избрало его своим почетным членом – в компании самих братьев Люмьер, а фотографический отдел ИРТО – председателем. Приглашение в Царское Село получил мастер своего дела. Умом Прокудин-Горский это понимал, но волновался страшно: от высочайших оценок зависела его мечта.
Закат солнца в Гаграх. 1912г (1). Мулла с ученицами у Артомелинской мечети в Артвине. Между 1905 – 1915 г.г. (2)
Поворотная встреча жизни запомнилась, Прокудин-Горский подробно описал ее в воспоминаниях:
Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п.
Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил: «Их Императорские Величества», – и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой, и Государь приказал начинать.
После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой.
Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины».
Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С. В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно, и пусть он сделает об этом доклад». Затем началось второе отделение, на которое я особенно рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие, и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Так не забудьте же поговорить с Рухловым".
Алим-Хан, эмир Бухары. ок. 1907г. |
Молодые русские крестьянки. ок. 1909 г. |
Упомянутый Рухлов был для Прокудина-Горского действительно ключевой фигурой – министром транспорта. Монаршая воля – закон, и вместе с пожеланием начать съемки с Мариинской водной системы, каналов постройки времен Петра I, фотограф получил две ценнейшие бумаги: дозволение «Его Императорского Величества» пребывать и снимать в любом месте и указ министра, который, со ссылкой на монаршую волю, предписывал всем официальным лицам содействовать г-ну Прокудину-Горскому «в любом месте и в любое время».
ПО РУСИ…
Технические проблемы решились: для передвижения по стране Прокудину-Горскому выделили специальный вагон, переоборудованный под лабораторию, предоставляли, где надо, автомобили, моторные лодки. И в том же 1909 году Сергей Михайлович отснял не только Мариинскую систему, но и горнозаводский Урал.
Работа моя была очень трудна, – вспоминал позже фотохудожник, – требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».
Денег, кстати, Прокудину-Горскому не выделили, и все свои путешествия и съемки он осуществлял на собственные средства.
На дрезине недалеко от Петрозаводска.1916 г. |
Евгеньевский источник. Боржом. 1912 г. |
Тем не менее, съемки продолжались вплоть до мировой войны: Кавказ, Туркестан, Волга, памятные места Отечественной войны 1812 года, а всего Прокудин-Горский планировал сделать 10 тысяч фотографий.
ВГЛЯДИСЬ В ЧУЖОЕ ЛИЦО…
Список, составленный рукой Прокудина-Горского, больше и глубже, чем просто реестр. Неравнодушный и сведущий в предмете читатель вычленит акцент на национальных окраинах, и будет прав на сто процентов: Прокудин-Горский ставил цель не иллюстрировать, но показывать и просвещать.
Георгиевский кавалер с супругой (Типы Дагестана). |
Грузинка. 1912 г. |
Мятежный Кавказ и дикая Средняя Азия оборачивались к зрителю другим профилем: мирным и, черт побери, симпатичным. Прокудин-Горский стал гидом и проводником, откинул завесу обывательских мифов и показал чужое лицо в его исконной красоте. Он не был равнодушным копиистом действительности, а приглашал к знакомству и увлекал за собой – вот какую важную миссию выполнил Прокудин-Горский.
Неизвестно, понимал ли это высочайший покровитель. Но, сам фотолюбитель, царь Николай не раз звал к себе Прокудина-Горского, выказывал одобрение его работ и даже собирался заказать специальный альбом с видами России для цесаревича Алексея.
В ИЗГНАНИИ
Не успели. Ни заказчик, ни исполнитель… «Прислужнику царизма», исполнителю личных заказов «кровопийцы» не стало места в новой жизни. В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию. Недолгие странствия привели его в гостеприимную и любимую российской интеллигенцией Францию. В 1922 году туда же приехали и его сыновья Михаил и Дмитрий. И не с пустыми руками: привезли 2300 пластин с фотографиями.
Прекрасная Россия оказалась большевистской власти не нужна. Через границу не пропустили лишь изображения объектов, которые посчитали важными для обороны. Но Прокудин-Горский и этим был счастлив: он мог продолжить просветительскую деятельность.
Теперь он формулировал цели так:
Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание – это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах».
В 1922 году в Ницце Прокудин-Горский вместе с братьями Люмьер создал фотолабораторию, где начали работать его сыновья. Скончался подвижник во время немецкой оккупации. Последний приют замечательного художника и ученого – кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, «под Парижем российский погост».
НАЙДЕННАЯ РОССИЯ
А что же коллекция уникальных цветных фотографий? Кого благодарить за сохранение России? Вы уже знаете – американцев. После войны в США решили издать «Историю русского искусства», а когда понадобились цветные иллюстрации, кто-то из иммигрантов-консультантов вспомнил об уникальных работах Прокудина-Горского.
Парижский представитель Рокфеллер-центра нашел сыновей Сергея Михайловича и выкупил у них (кстати, очень выручив их деньгами) 1600 пластин. Потом их передали в Библиотеку Конгресса. Там они и хранились невостребованными: полюбоваться видами России в ту пору можно было только с помощью специального проектора. Но на помощь пришли современные компьютерные технологии – и вот уже любой пользователь интернета может рассмотреть прошлое России прямо на экране своего монитора.
Мугань. Семья поселенца. Поселок Графовка. Между 1905 – 1915 г.г
Российские энтузиасты атрибутируют фотографии, отыскивают рассеянные по свету пластины. С каждым годом коллекция работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского пополняется. Россия ищет «Россию, которую мы потеряли». И находит.
Георгий КОЖИН
Фото Сергея Прокудина-Горского (Библиотека Конгресса США)