РЕЖИССЕР В «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»
По его словам, театр – это то, чему надо учиться до конца жизни, это не результат, а процесс. Судьба Марата Гацалова – самая яркая иллюстрация его мысли.
В Осетии гордятся трижды лауреатом «Золотой маски» и называют его земляком. Но свое долгое учение театру осетин по крови и уроженец города Кириши Ленинградской области начал в прославленном столичном вузе, в мастерской Иосифа Райхельгауза на актерском факультете ВГИКа. Учитель отметил талантливого ученика, и пригласил в свой театр: еще не получив диплома, Марат Гацалов начал играть в театре «Школа современной пьесы». Потом молодого актера бросились наперебой приглашать в фильмы и сериалы. Но омут кино его не затянул, и Марат вернулся на подмостки – в ту пору это была сцена столичного театра имени Маяковского.
Одновременно Марат – в полном соответствии со своей мыслью! – учился. На курсе Сергея Арцыбашева и Юрия Иоффе в РАТИ (ГИТИС) он постигал основы режиссерского мастерства. И снова успешно: уже дипломную работу «Хлам» по пьесе Михаила Дурненкова включили в международную программу Национальной театральной премии «Золотая Маска». Потом этот спектакль взяли в репертуар Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Стало ясно: режиссура – это верный путь.
Следующие шаги Гацалова в театральном искусстве снова были отмечены наградами и премиями.
Первая же профессиональная театральная режиссерская работа – спектакль «Жизнь удалась», поставленный в содружестве с Михаилом Угаровым, включили в конкурсную программу фестиваля «Золотая Маска». Он принес Марату Гацалову его первую «маску» – специальную премию жюри драматического театра в номинации «Эксперимент».
Потом талантливого режиссера пригласили в Кузбасс – руководить Прокопьевским драматическим театром имени Ленинского комсомола. Поставленный Гацаловым в этом театре спектакль «Экспонаты» получил Гран-при на фестивале «Текстура» в Перми, а режиссер получил «Приз критики» фестиваля «Золотая Маска».
Свою третью «маску» Гацалов получил за спектакль «Август: графство Осейдж», поставленный в новосибирском театре «Глобус», причем спектакль по пьесе Трейси Леттса был выдвинут на соискание премии сразу по пяти номинациям»!
-
ПОЯВИТЬСЯ В КАДРЕ – И СРАЗИТЬ
-
ПРОСВЕЩЕНИЕ ЯЗЫКОМ КИНО
-
СОЛНЕЧНЫЙ РЕЖИССЕР С КАВКАЗСКИХ ГОР
-
ПОДВЛАСТНО ВСЕ
А потом бывшего худрука Русского театра в Эстонии пригласили возглавить Новую сцену Александринского театра в Санкт-Петербурге.
Новая сцена – это необычное место: не просто филиал театра или его Малая сцена, а мультикультурный комплекс со своим собственным лицом», – рассказывает Гацалов журналистам.
Перед ним стоят амбициозные цели: соединять различные театральные дисциплины, синтезировать разные жанры и, в конечном итоге, двигать вперед искусство театра. По его словам, все эксперименты хороши – неприемлема только халтура.
Владислав СИБИРЦЕВ