Дебютный фильм молодого российского режиссера Кантемира Балагова отмечен призом Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). «Теснота» стала первой награжденной картиной из России в программе юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля.
Выступая в субботу, 27 мая на церемонии вручения наград, Кантемир Балагов поблагодарил за награду и сказал:
— Спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, и что не отвернулись от этого всего. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе.
«Горец» ранее сообщал - фильм 26-летнего выпускника Творческой мастерской Александра Сокурова в КБГУ был заявлен в программе "Особый взгляд"», втором по значимости конкурсе кинофестиваля. И произвел фурор. Картине рукоплескали и зрители, и критики.
Как отмечают кинокритики, «Теснота» - выдающееся кино для дебюта. В центре сюжета еврейская община в Нальчике в конце девяностых. Юноша и его невеста похищены, у родителей требуют выкуп. «В фильме нет диагноза обществу, это просто драма, но такая интенсивность переживаний и целостность — большая редкость для начинающего режиссера».
118- минутный фильм «Теснота» выпущен фондом Александра Сокурова «Пример интонации» совместно с «Ленфильмом».
Что мне особенно понравилось - в фильме Балагова не так много Сокурова, то есть фактически нет. Это собственный голос, собственное представление о форме, о кино, обо всем остальном. И я его смотрела на одном дыхании, никаких провалов — темповых или еще каких-то — я не заметила и осталась довольна и в художественном смысле, и в идейном. В целом, это фильм о попытках молодых людей освободиться и в глобальном смысле, и из-под гнета ценностей этнических, семейных, жить собственной жизнью. Мне очень понравилась и сама постановка вопроса, и то, как он решил это с художественной точки зрения».
Егор Москвитин, обозреватель сайта Meduza:
Молодой режиссер демонстрирует какой-то невероятный такт в отношении к проблеме, за которую он берется, и это выгодно выделяет его, например, на фоне опытного Сергея Лозницы, который тоже берется рассказывать про то, что Россия — страна, находящаяся в состоянии войны, но делает это совсем другими средствами и с гораздо большей нелюбовью, чем молодой режиссер из Кабардино-Балкарии. Вообще тема нелюбви и войны присутствует здесь, в Каннах, во всех фильмах, которые связаны с Россией: и у Андрея Звягинцева, и у Сергея Лозницы, и у Кантемира Балагова, но Кантемир как-то более чувственно, что ли, относится к этой проблеме».
Напомним, юбилейный Международный кинофестиваль в Каннах открылся 17 мая. В этом году на «Золотую пальмовую ветвь» претендуют 18 фильмов, в том числе картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Победителей основного конкурса назовут завтра, 28 мая.
Международная федерация кинокритиков (FIPRESCI) была основана в 1930 году в Брюсселе с целью развития мирового киноискусства и отстаивания интересов критиков, пишущих о кино. Награды часто вручаются во время международных кинофестивалей. В свое время этой награды удостаивались режиссеры Жан-Люк Годар, Ким Ки Дук, Аки Каурисмяки, Теренс Малик, Роман Полански, Андрей Тарковский, Вуди Аллен, Вонг Карвай и другие.
На 70-м Каннском кинофестивале, помимо «Тесноты» Кантемира Балагова, награду FIPRESCI также получили картина «120 ударов в минуту» французского режиссера Робена Кампийо и работа португальского режиссера Педро Пиньо «The Nothing Factory».