ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ДЕСЯТКА. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МОНБЛАНЕ
1. Кому принадлежит вершина – Франции или Италии? Казалось бы, этот вопрос решили еще полтора века назад. В 1861 г. Туринский договор определил, что граница проходит по высшей точке. Беда лишь в том, что Италии в ту пору не существовало, а Туринский договор подписало с Францией Сардинское королевство. Так что вопрос остался открытым, что дает каждой из стран возможность признать вершину своей. Впрочем, ныне это уже неважно – в объединенной Европе границы весьма условны. И пограничного столба на Монблане нет.
2. Высота Монблана – тоже предмет дискуссий. Выученные старшим поколением в школе 4807 м уже не соответствуют действительности. В 2007 г. геодезическая служба французского департамента Верхняя Савойя сообщила, что в результате глобального потепления Монблан вырос до 4810, 9 м. Еще через пару лет ученые констатировали снижение на 45 см – наросшие было снега частью растаяли. Впрочем, хоть так, хоть эдак, Белая Гора – наивысшая точка Западной Европы.
3. Сегодня путь на Монблан куда благоустроенней, чем в давние годы. До высоты 2732 м вас поднимет горный трамвай Монблан, на высоту 3845 м – канатная дорога. Самую высотную на момент своей постройки канатную дорогу между вершинами Эгюй дю Миди и План де л'Эгюй протянул итальянский инженер Дино Лора Татино. Лучшие скалолазы в сложнейших погодных условиях – на морозе, среди камнепадов и лавин – внесли на вершину сотни метров стального троса и тонны прочих грузов. В 1955 г. дорогу закончили, и нынче, уплатив 40 евро, каждый желающий может почувствовать себя на вершине успеха и полюбоваться фантастической панорамой Альп. А на самую вершину пожалте ножками – туда трамвая не проложили.
4. От итальянского города Курмайор до французского курорта Шамони всего-то навсего 13 км. Но на пути высится Монблан. Долгие века все нормальные герои карабкались горными тропами или ходили-ездили в обход. А с 1965 г. – перестали: под Монбланом пробили тоннель длиной 11,6 км. Помимо автомобилистов, тоннель под высшей точкой Европы принес радость нашим меньшим братьям: дважды в год его используют мигрирующие стаи птиц.
5. Монблан покорил один, а памятник поставили другому. На главной площади французского курорта Шамони стоит памятник первовосходителям. Вы думаете, он изображает Мишеля Паккара и Жака Бальма? Как бы не так: Жака Бальма и Ораса Бенедикта де Соссюра. Хотя историкам достоверно известно, самым первым на вершину ступил Мишель Паккар. Именно он установил там флаг и сделал измерения температуры и давления. А пока Паккар, спустившись с горы, описывал экспедицию, Бальма навестил в Женеве Соссюра и потребовал обещанную премию. Соссюр было засомневался, но Бальма предложил ему повторить восхождение. Ровно через год Монблан покорили снова – на этот раз Бальма и Соссюр. Вот их-то и увековечили – напрочь позабыв про Паккара.
6. Восхождение Жака Бальма и Ораса Бенедикта де Соссюра в августе 1787 г. следует признать самым комфортабельным восхождением в истории альпинизма. Научные приборы и вещи Соссюра несли 18 проводников. В багаже швейцарского естествоиспытателя были даже домашние туфли! А помимо них – зонт, палатка, складная кровать, матрац, одеяла, две куртки, три пиджака, три жилета, шесть рубашек, парадная белая одежда, дорожная одежда, сапоги, гетры и целых три пары башмаков – с длинными, короткими и обычными носами.
7. После восхождения Соссюра Европу облетела весть о покорении Монблана, и в Шамони потянулись туристы и денежки. А чтобы их поток не прерывался, жители Шамони выдумали рекламный ход: Монблан должна покорить женщина! Крестьянку Мари Паради соблазнили подарками и славой, и девушка согласилась. Бедняжка просто не представляла себе всех трудностей. С высоты 3000 м Мари в полуобмороке несли на плечах мужчины-проводники. Последние метры ее тянули волоком по снегу. Но спустились и отрапортовали – дошла!
8. В 1886 г. на Монблан взошел будущий 26-й президент США Теодор Рузвельт. Он только что женился второй раз и проводил в Европе медовый месяц. Восхождение на Монблан стало одной из 50 причин, по которым американцы считают Тедди Рузвельта лучшим президентом своей страны.
9. Как всегда, на высоте Зинедин Зидан: 13 июня 2009 г. знаменитый французский футболист поднялся на Монблан и забил там символический гол. В благотворительных целях Зидана снимали, а клип стал рекламой Европейской ассоциации борьбы с тяжелым генетическим заболеванием – лейкодистрофией.
10. В 2007 г. скандально известный датский художник Марко Эваристи надумал выкрасить вершину Монблана в красный цвет, а потом основать там суверенное государство плюрализма и толерантности. Акцию пресекла французская полиция. И Монблан Монружем не стал.
Ольга СЛАВИНА