Люди СОСЛАН ФИДАРОВ. О КИНО И НЕ ТОЛЬКО
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

СОСЛАН ФИДАРОВ. О КИНО И НЕ ТОЛЬКО

12 сентября 2017 | Автор: Альбина ЦОМАРТОВА
34059
254
-

Сослан Фидаров: о кино и не только


В чем особенность кавказцев, как не быть фантиком, и что делать с Моникой Беллуччи на пенсии? Заслуженный артист Северной Осетии Сослан Фидаров рассказал журналу «Горец» о том, как жить в кадре, играть на сцене и правильно мечтать.


В кино я попал сразу после окончания Щукинского театрального училища. На последнем курсе мы - выпускники - поставили дипломный спектакль «Антоний и Клеопатра» по Шекспиру, в котором я играл Цезаря. В антракте ко мне подошла незнакомая женщина - представилась, дала визитку и попросила позвонить. Честно говоря, я даже не придал этому эпизоду значения, доиграл спектакль… и только на следующий день вспомнил о разговоре. Набрал номер и услышал: «Я помощница Федора Сергеевича Бондарчука, хотелось бы с вами встретиться и обсудить кое-какие вопросы».  

 

Это была Тамара Константиновна Одинцова, которую я с тех пор называю своей крестной матерью, потому что именно она привела меня в кино. Она же настояла на том, чтобы я остался в Москве. Хотя сам после окончания училища планировал вернуться в родную Осетию.

 

Учиться в столицу меня отправил Бимболат Заурбекович Ватаев и я считал своим долгом, получив диплом, вернуться работать домой, знал, что он на это рассчитывает. Но к великому сожалению, к моменту моего выпуска Бимболата Заурбековича уже не было в живых. Будь иначе, вернулся бы непременно, ни за что бы не посмел подвести его. Так и остался в кино.

 

                                          

«9 Рота»: до и после


Федор Бондарчук предложил мне роль Пиночета в фильме «9 Рота». Это был 2004 год, а премьера состоялась 29 сентября 2005-го. Честно говоря, в тот день я толком ничего и не понял, но уже на утро, когда пошли звонки и поздравления, стал осознавать, что происходит что-то непривычное. Жизнь кардинально изменилась – стали поступать серьезные предложения.

 

А через несколько дней после премьеры раздался совсем уж необычный звонок - «Вас ждет Владимир Владимирович Путин»! Сказать, что я был в шоке – не сказать ничего! Оказалось, президент изъявил желание посмотреть «9 Роту» вместе со съемочной группой…

 

Помню момент - приехали к Владимиру Владимировичу в Ново-Огарево, сидим, общаемся, пьем чай. И в этот момент мне звонит мама, я сбросил, она звонит снова и снова. В конце концов, взял трубку и сказал, что не могу сейчас говорить. «Ты где?» - спросила она. «Ма, я у Путина». Она, конечно же, не поверила, думала, шучу. Ну а уже вечером увидела в новостях сюжет о том, что президент страны встречался с режиссером и актерами фильма «9 Рота», конечно у нее был легкий шок. Кстати, фильм Владимиру Владимировичу очень понравился, сказал, что это патриотичное кино. После показа нам предложили пересесть за круглый стол – тот, который в новостях показывают, и мы продолжили общаться.

 

Путин держался с нами на равных - как ровесник или друг, поговорил с каждым лично. Я все думал – «Хоть бы он не с меня начал диалог»… Он, конечно же, начал с меня! Когда шли съемки, в 2004-ом году случилась страшная трагедия в Беслане. Владимир Владимирович знал, что я из Осетии, и спросил, не пострадали ли в теракте мои близкие.

 

Афиша фильма «9 Рота»


«9 Рота» - это самые тяжелые съемки в моей киношной биографии. Она, правда, не такая уж и долгая, но тем не менее. Нам всем было очень трудно – и морально, и физически, и финансово. К концу съемок был такой момент, что у нас совсем не было денег, даже на еду, пришлось продать любительскую камеру, чтобы купить… зубную пасту! Что касается эмоционального состояния, то после завершения съемок я проспал двое суток, приходил в себя. Это был очень сложный процесс, Бондарчук пытался максимально приблизить его к реальным условиям – мы жили в жутких казармах, ели тушенку... Все для того, чтобы вжиться в роль. Помните момент, когда мы забираемся на гору? Так вот, лезли мы на нее с рюкзаками за спиной, а в них были тяжеленные камни! Я даже просил Федора – нас же со спины снимают, можно же каскадеров задействовать в этой сцене! Но он не позволил, заставлял нас самих все делать. Теперь понимаю, что это было правильно.


Вообще хочу сказать, что мы этот фильм не снимали, мы его проживали. Возможно, именно поэтому кино получилось. Более того, когда мы уставали, то начинали возмущаться, в такие моменты режиссер ругался с нами, говорил: «Вы идиоты, я вам дорогу в жизнь даю, а вы жалуетесь!» Ну да, мы были очень молоды и не понимали тогда, насколько он прав.


Многие после фильма спрашивали меня, не страшно ли играть героя, который погибает? Страшно. Хотя, наверное, это суеверие. Мне кажется, все актеры им грешат. А мне всякий раз хочется сломать подобные  стереотипы, доказать самому себе, что приметы ничего не значат. Ну, вот например, если вижу черную кошку, то стараюсь пройти именно там, где она пробежала. Рабочую смену всегда хочется поставить на 13-ое число, особенно, если это пятница…


Мой персонаж в «9 Роте», Пиночет - это не я, он  не похож на меня. Фильм снят на основе реальных событий, такой человек на самом деле был, кстати, на съемочной площадке находились ребята, служившие в этой самой 9 роте, они нас консультировали, подсказывали, как себя вести в кадре, чтобы выглядеть естественно. Наш консультант из 9 роты – Андрей рассказывал о том, каким был в жизни мой персонаж, вплоть до мелочей – к примеру, как он щурился, как держал вилку… Это были очень тяжелые моменты, расстраивались до слез.


Уже после того как завершились съемки, мы – молодые актеры – подошли к Бондарчуку и я спросил: «Ну вот, съемки закончились, дальше-то что?» Никогда не забуду, как он на меня посмотрел и ответил: «А дальше – уже сами». При этом он сделал какие-то наставления, которые мне лично в дальнейшем очень помогли. Я благодарен Федору Сергеевичу - он реально помог мне в профессии.

 

                                      

«Не смогу сыграть гея»


В кино ничего не бывает просто так, ни одно слово не должно произноситься  без смысла, каждое действие на экране - оправданно. Это же классика - если ружье висит на стене, оно рано или поздно непременно должно выстрелить.

 

В кино надо делать все максимально реалистично, если я буду «играть» - зритель это поймет. И никогда не поверит в то, что происходит на экране, если я сам в это не верю. Поэтому надо быть максимально приближенным к правде. Самое главное в кадре – жить. И тогда ничего не придется выдумывать, все будет естественно. Игру всегда видно. Зритель очень чуткий, его не обманешь.

 

Когда играешь спектакль, у тебя должно быть как минимум три варианта – если зритель не реагирует, как, допустим, реагировал вчера, надо менять тактику, играть по-другому. Актер должен вести за собой зал, увлекать его. В этом смысле в кино проще - всегда можно переиграть сцену, сделать несколько дублей и потом выбрать из всех лучший. В театре такой возможности нет. Но вместе с тем в кино свои нюансы – например, снимают какую-то сцену, ты «разогнался», вжился в роль, а тут бац! – «Стоп, новый дубль».  А запал уже прошел, ты остыл, второй раз на тех же эмоциях повторить не сможешь. Когда кадры утверждены – все, они в вечности. Я иногда смотрю свои фильмы и думаю – «Ну вот надо же было сделать это по-другому». В этом процессе нельзя достичь идеала. Просто невозможно!


Я не согласен с утверждением, что профессионал должен уметь сыграть любую роль. Возможно, я в какой-то мере плохой актер, но не смогу сыграть, к примеру, артиста балета или гея. Зритель увидит, почувствует, что вру, я буду как фантик. Уверен - есть такие роли, что если ты не соответствуешь им внутренне, то воплотить их будет очень сложно.

 


«Шекспировских героев должны играть осетины»


Есть образ, который мне хочется реализовать в кино. Это шекспировский Цезарь. А еще Меркуцио из «Ромео и Джульетты» - очень нравится этот парень! Он сильный, храбрый, надежный друг. Я сам в жизни не такой идеальный герой, но сыграть его  хочется. Вообще Шекспир – один из любимых драматургов. Если честно, мне кажется, что шекспировских героев должны играть… осетины! Да-да, именно так. Потому что это, как правило, характерные роли, как будто специально под наш темперамент созданные. Я ни в коем случае не имею в виду, что мы лучше, нет! Просто все кавказцы – особенные, свою роль тут играет южный темперамент, внутренняя скрытая мощь. Но если взять, к примеру, произведение Чехова, тут нам придется сложнее, здесь нужны паузы, степенность, некая тонкость.


Сослан Фидаров в лирической кинокомедии «Тэли и Толи»


Сослан Фидаров в лирической комедии «Тэли и Толи» (режиссер: Александр Амиров, 2015)

 

Если же говорить о самом образе кавказца, который создан в российском кинематографе, то, мне кажется, сегодня он уже не так однозначен, как в предыдущие годы. Кавказец на экране стал разноплановым: это может быть продавец арбузов на рынке, боевик или добродушный сельский парень. И если раньше образ кавказца был в большинстве картин отрицательным, то сегодня эта тенденция, к счастью, меняется. Антигерой – это уже совсем не обязательно выходец с Кавказа.

 

Герой в жизни


Свой первый гонорар отдал маме. Тогда еще был студентом, на практике мы снимали фильм «Марш-бросок», меня в нем даже и не видно… раз семь, наверное, меня убили! Гонорар я тогда получил что-то около тысячи долларов, мне казалось, что я самый богатый человек в мире. Я отдал их маме, ей это, конечно же, было приятно. Она всегда учила меня быть щедрым, честным, не предавать, не лгать и никогда не сдаваться. Вообще у нас с мамой очень доверительные отношения, мы созваниваемся по несколько раз в день.


Я верю в Бога, хожу в церковь, периодически езжу в Сергиев Посад. Считаю, надо благодарить Бога за все, что происходит в жизни, стараться не нарушать заповеди. Не приемлю в людях подлости, предательства, обмана… Человек может ошибиться, и ошибку надо прощать. Но если предательство или ложь были целенаправленные, осознанные – с такими людьми мне не по пути. В нашей профессии это сплошь и рядом, борьба под солнцем сказывается, во взаимоотношениях всегда присутствует некая ревность.


Сослан Фидаров в фильме «Я вернусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Сослан Фидаров в военной драме "Я вернусь" (режиссер: Александр Игишев, 2008)



В 2016 году Министерство обороны России выступило с инициативой высадить на авиабазе "Хмеймим" в Сирии российский кинодесант. Актеры театра, кино, представители шоу-бизнеса отправились в гости к нашим военнослужащим, чтобы передать им слова благодарности. Я был в составе десанта, для меня было важно поддержать наших ребят, пожать им руку. Знал, что для них это важно.

 

Что касается Донбасса, это была личная инициатива. Хотел купить гуманитарную помощь - одежду, медикаменты, продукты - и отправить бедствующему населению, но мне сказали – чтобы груз достиг своей цели надо самому его доставить. Признаюсь, для меня на тот момент это был некий вызов. И я поехал.

 

То, что увидел, просто шокировало, конечно, было и страшно. Это война. Жуткое зрелище: старики, дети – голодные, изможденные, прячущиеся в подвале… Тяжело вспоминать. Скажу честно,  я потерял сознание, не знаю даже, отчего, просто в какой-то момент в глазах потемнело и вырубился. Наверное, организм не справился с выплеском адреналина. Потом мне, конечно, было стыдно, но ребята меня успокоили, сказав, что на войне это обычная история. Мне там очень помогли наши осетины, они меня встретили, сопровождали везде.


Реалист я или мечтатель? Стараюсь объективно смотреть на жизнь. И не люблю слово «мечта». Считаю, что надо ставить перед собой конкретные цели. По крайней мере, то, что касается работы, это все – цели. А мечтать можно… ну, например, о том, чтобы пообщаться с Моникой Беллуччи. Конечно, Моника при определенных обстоятельствах тоже может стать целью, но пока я до нее доберусь, ей уже будет сто лет! (смеется)


Бывает, что во время съемок мешают эмоции – раздражение, усталость… Такое происходит сплошь и рядом. На большой съемочной площадке, когда вокруг много народа, всегда кто-то да раздражает, это естественно, всем нравиться невозможно. Но если на каждого отвлекаться, то и работать будет некогда. У меня свой прием – просто «ставлю» перед собой воображаемую стену, как бы отгораживаюсь от мира. Это помогает.

 

О хорошем и плохом


Есть тяга к режиссуре. Особенно сильно хочется снимать кино в Осетии. У меня имеются кое-какие идеи по этому поводу, но пока не буду их озвучивать… Могу сказать, что недавно мы закончили снимать в Осетии картину «Операция «Мухаббат», в этом году собираемся снять еще один, а может быть даже два фильма в наших горах. Один – тоже об Афганистане («Операция «Мухаббат» - об афганской военной кампании – прим.ред), второй – о войне в Чечне.


Опасна ли звездная болезнь? Не знаю. Хотя в нашей профессии приходится часто наблюдать ее проявления. Очень смешно и нелепо выглядят, к примеру, актеры, снявшиеся в двух фильмах и при этом удивляющиеся, почему им не вручают никаких наград! Не надо думать о наградах, просто делай свое дело хорошо, и будешь востребован, тогда будет и признание, и поклонники. Надо работать, много работать, в том числе и над собой.


Помню, когда только начинал сниматься, как-то разговаривали с Лешей Чадовым, и я его спрашиваю «Слушай, а у тебя когда-нибудь брали интервью?» «Конечно!» - говорит. Я подумал – «Как же это здорово, когда ты известен, о тебе в журналах пишут!»

 

Конечно, всегда приятно, когда подходят на улице, просят сфотографироваться, я никому не отказываю. Знаете, мне кажутся неискренними актеры, которые говорят, что им надоело внимание поклонников. По мне, так это всегда приятно!


Мне нравится кино, после которого я – как зритель - должен сделать какие-то выводы. А если я вышел из кинотеатра пустой, значит кино плохое.  Режиссер и актеры должны показывать, рассказывать, что такое хорошо, а что - плохо. Меня в свое время зацепил фильм Никиты Михалкова «Двенадцать». В нем рассказывается двенадцать историй жизни, и знаете, хотя бы одна из них касается каждого. Я был на премьере и после того, как вышел из кинотеатра, сразу поехал в магазин и купил диск – хотелось посмотреть фильм еще раз. Это потрясающая  работа не только Михалкова как режиссера, но и актеров – Алексея Петренко, Сергея Маковецкого, Сергея Гармаша…


Люблю смотреть мультфильм «Маша и медведь», а в детстве любил «Ну, погоди!» И кстати, я всегда был на стороне волка! Мне его было жаль, он жертва во всей этой истории. Ну, заяц же реально над ним издевается! Вот вспомните, ни разу ведь косому не было больно, страдал всегда волк. По-моему, это чуть-чуть несправедливо.


Отрицательных персонажей играть сложнее. Всегда. Потому что надо исполнить роль так, чтобы зритель тебя возненавидел, поверил, что ты негодяй. Когда после фильма мне говорят «Какой же ты противный!» я считаю это комплиментом.  А положительный герой априори влюбляет в себя зрителя. Посмотрите фильм «Стреляющие горы», где мы с Давидом Цаллати сыграли двух друзей-антигероев, поймете, о чем я говорю.

 

«Я не герой!»


Если бы я не стал актером, то, скорее всего, занимался бы военным делом. Я коллекционирую оружие, когда бывает свободное время, езжу на стрельбище, у меня очень много друзей военных. Считаю, мужчина должен уметь обращаться с оружием, сидеть на лошади, водить машину, все это мужские занятия.


Я очень люблю свою работу! Несчастливые люди – те, кто занимается делом, которое не нравится. Мне это даже кажется немного страшным! Я с детства хотел сниматься в кино, меня даже однажды в школе выгнали с урока - я сказал, что мне не нужна математика, потому что буду актером. Скажу честно, учителя мне пророчили совсем другое будущее, так как был балованным ребенком, сказывалось влияние улицы, я ведь вырос на БАМе, а он тогда считался не совсем благоприятным районом Владикавказа.


Из современных режиссеров очень хочется поработать с Никитой Сергеевичем Михалковым. Мы с ним уже находились на одной площадке – когда он снимал картину «Утомленные солнцем». Это режиссер, который все объяснит, разжует, положит в рот, остается только глотать! Он никогда никуда не торопится, вдумчиво работает с каждым актером. Помню, он всю  первую смену со мной, а это 12 часов, потратил на то, что объяснял, какой результат хочет от меня получить. При этом у меня роль была совсем незначительная. Хотя нет, маленьких ролей не бывает, но тем не менее. Никита Сергеевич по душам общается с актерами, а они – народ чуткий, для них это важно. Сегодня кино в основном продюсерское, времени на съемки дается мало. Это, к сожалению,  не всегда дает возможность развернуться, показать себя.  А из западных режиссеров мне нравится Мэл Гибсон, его «Храброе сердце» не сравнится ни с чем!


Люблю читать, причем обычные книги – на бумаге, ни в коем случае не электронные. Недавно увлекся романом о жизни Сталина. Читаю и убеждаюсь в том, что Иосиф Виссарионович – глобальный персонаж нашей истории. Порой даже закрадывается мысль – а что, если доведется сыграть его в кино? Многие актеры исполнили Сталина, но, если честно, не могу сказать, чтобы кто-то сделал это на пять с плюсом. Он - гигант, глыба, внутренняя мощь, этот образ очень сложно воплотить. Вообще если говорить об исторических персонажах, которых бы мне хотелось изобразить в кино – это опять же Цезарь. Я прямо чувствую, что смог бы его сыграть, хотя в жизни я, конечно же, совсем не герой.

 

Блиц

- Кино или театр?

- Сегодня – кино.

- Герой отрицательный или положительный?

- Отрицательный, потому что его сложнее изобразить.

- Комедия или драма?

- По настроению, но больше комедия.

- Любовь или карьера?

- Сегодня - карьера. К сожалению.

- Утро или ночь?

- Ночь.

- Телефонный звонок или смс?

- Звонок.

- Парк или музей?

- И парк, и музей.

- Борщ или устрицы?

- Цахараджын! (осетинское национальное блюдо – прим.ред.)

- Вкусно или полезно?

- Вкусно.

- Чай или кофе?

- Чай.

- Владикавказ или Москва?

- Я люблю Москву, но моя родина – Владикавказ. Этим все сказано.

- Даргавс (горная местность в Северной Осетии, где родился Сослан – прим.ред) или Мальдивы?

- Если жить – то в Даргавсе, если отдыхать – то на Мальдивах.

 

Сослан Фидаров: о кино и не только

Досье:

Сослан Фидаров – российский актер. Родился 9 июля 1980 года в с. Даргавс Северной Осетии.

Учился на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета, окончил актерский факультет Московского Высшего Театрального Училища им. Б. Щукина (2002, курс Ю. Авшарова).

С 2002 года - актер Северо-Осетинского академического русского драматического театра им. Евгения Вахтангова (Владикавказ).

Актер Московского театра "Мастер".

Фильмография – более 30 картин, в фильме «Операция «Мухаббат» выступил в качестве продюсера.

Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания.

 

 

Записала Альбина ЦОМАРТОВА

 

Рубрика: Люди -> Характер
Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа