НАФСЕТ ЧЕНИБ. ПОЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ
Нафсет в переводе с адыгского – «дарящая свет». И это точно про нее. Судьба лишила ее зрения, но одарила удивительным голосом. Еще ребенком она пела в резиденции Папы Римского в Ватикане, выступала на одной сцене с Монтсеррат Кабалье, Юрием Темиркановым, Роберто Аланья и другими звездами. В ее жизни было столько трудностей, столько потерь, что впору нескольким не столь хрупким сломаться. Нафсет выстояла. Ведь помимо замечательного голоса природа одарила ее и упорством завидным. А еще светлым отношением к миру и людям. |
К
вартиру Нафсет из четырех на лестничной клетке я вычислила легко: из-за двери доносились звуки гитары и три сильных, красивых голоса выводили: «'O sole, 'o sole mio»… Нафсет решительно распахнула дверь: «Привет! У меня гости. Заходи!» Было четыре часа чая, долгие беседы о музыке и инклюзивном образовании. Потом гости деликатно удалились в соседнюю комнату и Нафсет начала говорить. За дверью негромко звучало пианино...
Папа, мама, интернат
— У меня заболевание сетчатки. Зрительная патология – врожденная, хотя ни у кого из родных ее нет. В России мне не совсем правильно ставили диагноз, в Германии уточнили. Теперь я знаю причину – генетическая мутация. Пока была маленькая, папа все время водил меня по врачам, надеялся что-то исправить. Он умер, когда мне было 4 года, мама нас с сестрой воспитывала одна. В 6,5 лет меня отдали в школу-интернат.
…Интернат - это плохо. Я была там самая маленькая. Со многими родители оставались, а по поводу меня почему-то решили – чем раньше оторвусь, тем будет лучше. И нашли странный способ. Сказали, что родные уедут, а двоюродный брат останется, дали игрушки, я успокоилась, отвлеклась – стала его искать – а его нет. Меня обманули. А что они сделали с мамой? Она выкраивала деньги, приезжала, но ее ко мне не подпускали, говорили «Девочка только начинает адаптироваться, вы ее расстроите». Она меня видела, но не могла подойти. Что она при этом чувствовала? Представить не могу. Первый год я прожила в бесконечных истериках. Когда мне говорят про интернаты – я всегда думаю, что все силы надо бросить не на них, а на разработку инклюзивных программ. Потом многие осуждали маму за то, что она отпустила меня учиться в Москву. В 2012-ом я осталась одна: мама и сестра разбились в автокатастрофе.
Любовь к опере
— Страсть к оперному пению проснулась после того, как я побывала в Лондонском оперном театре. Мне было 14. Есть такой некоммерческий фонд – «Мир искусства». У них были грандиозные проекты: «Звезды мира – детям», «Тысяча городов России». С их помощью я многое увидела. В 2002-ом пела в составе детского хора под эгидой Юнеско. Была в Ватикане. Нас принимал Иоанн Павел II, всех благословил. Я никогда не планировала быть профессиональной певицей. Хотела петь, но не хотела делать это своей профессией. Понимала, что будет трудно. Хотя, имея такой дефект зрения, трудно было бы везде.
Камни на дороге
— Краснодарский музыкальный колледж имени Римского-Корсакова – замечательное место. Мой педагог поддерживал во всем. Рада, что есть люди, которые научили не просто выходить на сцену и «звучкодуйством» заниматься, но и иметь, что сказать. О ВУЗе остались теплые воспоминания, я часто туда хожу и вижусь с друзьями. Но из аспирантуры я ушла.
Училась в академии хорового искусства на искусствоведении, серьезно собиралась писать диссертацию. Но оказалось очень много проблем. Самая страшная – отсутствие брайлевской литературы. У нас почти нет возможности напечатать что-то на заказ. Отсутствуют доступные рабочие места в библиотеках. Для научной работы нужен доступ к каталогу диссертаций и международным базам данных. Он, конечно, есть, но для незрячих не оборудован. Нет ассистентских служб. Зачем нужен ассистент? Чтобы если не успевают что-то оцифровать или напечатать в Брайле – было кому прочитать или что-то срочно записать. Я лично знакома с незрячим студентом, у которого целых два ассистента. Правда, он живет в Америке.
Когда человек пишет диссертацию – необходимо, чтобы кто-то помогал, потому что нужно сканировать, сверять страницы, делать оформление. Я не могла бесконечно просить родных и знакомых и я не могла с этим справиться. Поэтому ушла.
Минуты славы
— Меня узнали после того, как я выступила на закрытии Паралимпийских игр в Сочи. Должен был петь кто-то из Большого театра, но что-то произошло, и наш ректор академии Азаров предложил мою кандидатуру. То, что меня утвердили, было неожиданностью, уж больно грандиозных масштабов событие. Страшно не было. Было радостно. Когда тебя поднимают над стадионом - чувствуешь масштаб… Думаю, осознание грандиозности всего пришло потом. Когда по телевизору прошла трансляция, у меня телефон разрывался от поздравлений. Было столько добрых и теплых слов!
«Инвалидские» проекты
— Я с удовольствием участвую в благотворительных концертах, когда мне говорят: «Мы собираем деньги на то-то». Но приглашает и очень много «инвалидских проектов». Я специально называю их так пренебрежительно, потому что мне их цели непонятны. Говорят – вот, это инвалидский проект, там надо спеть-сыграть бесплатно… Организаторы считают это некой творческой реабилитацией для инвалидов. Я довольно жестко говорю, что мне творческая реабилитация не нужна. Если я не подхожу с точки зрения профессиональных навыков – меня приглашать в проекты не надо. Звать, считая, что делаешь одолжение… Мне это не нравится, меня это бесит.
Творческая жизнь
— Я сейчас работаю в МХТ имени Чехова, на спектакле по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Александра Огарева. Когда пришла прослушиваться, то думала, что сделаю записи для спектакля. Не знаю, как получилось, что я там пою, но это счастье. Я очень люблю этот театр и обожаю всех, с кем работаю.
Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов вручает Нафсет Чениб звание Заслуженной артистки Республики Адыгея |
На фестивале «Арт-Ковчег» в Казани меня услышал Рустем Обязов, дирижер оркестра «La Primavera». В мае я поеду петь с ними. В декабре пела первый свой концерт в Адыгее в национальной филармонии. Мне присудили звание заслуженной артистки республики. Просто хочется сказать спасибо. Я довольно молода для такого звания.
Личная жизнь
— Все сложно. Конечно, романы были, но когда спрашивают о семье, не знаю что сказать. Представления о семье у меня довольно специфические. Классика жанра – семью заводят для того, чтобы были дети. Для меня это не так. Я считаю, что надо, чтобы рядом был человек, с которым хотелось бы заводить детей, потому что дети уйдут, а он останется. Такого нет. Те сложности, которые у меня есть, отпугивают парней. Кто захочет взять на себя такую ответственность? С установкой «роди для себя» в корне не согласна, не считаю, что дети должны расти в неполной семье. Меня часто осуждают за эту позицию.
Вопросы
— А дальше-то что? Этот вопрос меня мучил в течение почти двух лет последних курсов ВУЗа. Думаю, я пошла в аспирантуру не совсем осознанно, просто боялась остаться совсем за бортом и быть нигде и никак. Планировать в моей профессии, к сожалению, невозможно. Иногда у человека есть все, а карьера не складывается. Или наоборот – серость, и ей повезло. Рулетка. Иногда думаю устроиться в какой-то хор. У меня нет амбиций, что я буду только солистка. Но, к сожалению, отсутствует доверие к человеку с проблемами со зрением. Проще взять того, кто мобилен, пусть даже голос у него хуже. Почему я не пела, как все студенты, в церковных хорах? Я не иду туда, потому что не знаю, что ответить человеку, когда он спросит: «Как ты будешь решать ту или иную проблему?». Без помощи я не справлюсь, а зачем нужен такой человек?
Сцена из спектакля МХТ им. А.П. Чехова «Правда — хорошо, а счастье лучше» Фото: © Екатерина Цветкова |
В театр мне дорога закрыта, кто будет учить со мной мизансцены? То, что я играю в МХТ Олега Табакова - чудо, исключение, а не правило. Иногда пою на концертах, но это мои друзья.
За рубежом
— Мой недавний отъезд в Штаты – это жест отчаяния. Было плохо, я знала, что не могу, и не к кому было обратиться. Хотелось что-то изменить. В Аризоне я ушла в с головой в английский язык, читала книжки. Потом поехала в Сан-Франциско, потом в Нью-Йорк… В Нью-Йорке с утра до ночи куда-то ходила, в музеи, попала и на Бродвей, и в Метрополитен-опера. Приехала окрыленной, этого заряда мне надолго хватило. Это была моя вторая поездка, до этого я уже ездила в Аризону, не лучшее место в Америке, но я очень подружилась с хостинговой семьей и они меня снова пригласили к себе. Еще я нашла интересную программу, прошла предварительные прослушивания, но пока вопрос в стипендии, так как обучение очень дорогое. Но я все-таки поеду туда на второй тур, меня готова принять черкесская диаспора. А там будь что будет.
Истинные ценности
— У меня вся родня на юге – это Адыгея и Краснодарский край. Езжу туда один-два раза в год. Я не была ни хорошей сестрой, ни хорошей дочерью, и, наверное, не идеальная внучка. Адыгея – это в первую очередь традиционное общество, а я уже не совсем традиционная, поэтому бывает недопонимание. То, что случилось с родными, показало как страшно, когда не успеваешь что-то проговорить. Думаешь – успею, успею… Наверное, поэтому для меня самая большая ценность – это люди, которые есть рядом. Я общительная, легко схожусь с другими. Могу в метро познакомиться. У меня есть, например, подруга, Лиза Артюхина, она художник. Мы с ней познакомились именно в метро, она мне помогла. Я очень ею дорожу.
Сопротивление среды
— Я прижилась в Москве. Человеку с проблемами со зрением проще жить в большом городе. Здесь я могу пойти в любое место, так как вокруг всегда много людей и есть у кого спросить. Сложно бывает в супермаркетах, но меня все уже знают, кто-нибудь да подойдет и поможет, а в местном продуктовом, мне кажется, лучшие фрукты продают.
Судьба лишила ее зрения, но одарила удивительным голосом. Еще ребенком она пела перед Папой Римским, выступала с...
Твитнуть эту цитатуПроблемы как-то были на почте. Я пришла с письмом с уведомлением. Прибыла посылка, нужно было заполнить бланк. Я спросила: «Можете ли вы заполнить, а я распишусь?». Мне говорят: «Нет, мы сотрудники, мы не имеем права заполнить, просите кого-то в зале». Вышел скандал. Меня не слышали. Стали говорить, что по инструкции не положено. «Мы не знаем». В итоге мне посторонняя женщина помогла. Да и все, кто был в зале, встали на мою сторону.
Звуки музыки
— Никогда не было обиды на жизнь. Люди с инвалидностью часто говорят – «нас не воспринимают». Но тут есть и вина самих людей с инвалидностью, и немалая. Была такая странная ситуация – я стояла в метро, ждала встречу. И тут на меня падает человек с тростью и наезжает на меня: «Вы что, не видите!». Так себя ведет незрячий человек! У меня никогда не возникало вопроса: «Почему я не вижу, а другие видят»? Ну, Богу, высшим силам так угодно. Даже не могу сказать, что мне обидно. Конечно, видеть бы хотелось, потому что любопытно как это выглядит.
…Я люблю свою квартиру, она светлая и уютная. С оформлением помог друг-художник из Питера. Хотелось что-то нейтральное, бело-бежево-серое, и у него оказался такой же вкус. Незрячие люди очень аккуратны, у них всегда порядок, чтобы не было необходимости долго искать. Книги всегда кладу туда, где взяла, русская музыка лежит отдельно от иностранной. Много мягких игрушек, но они лежат в пакетах и шкафах, я их время от времени раздаю. Мечтаю, что когда-нибудь в квартирке будет стоять маленький рояльчик. Сейчас у меня электрическое фортепиано, чтобы можно было прийти, надеть наушники и заниматься – за стенкой живет семья с маленьким ребенком. В основном меня терпят и, к слову сказать, с лестничной площадки даже комплименты делают.
Люблю хорошо выглядеть. Я долго тянула с тем, чтобы взять в руки трость. Сложно с психологической точки зрения, так как для меня это был, есть и останется вопрос эстетики. Как же так, я девушка, и симпатичная – и тут трость… Она легкая, удобная, но все равно неприятно. Однако есть желание двигаться и приходится выбирать – красиво сидеть дома или активничать с тростью. Я стараюсь всегда выглядеть хорошо - люблю платья, обувь на каблуках, украшения, длинные волосы…
Чем я себя радую? Мне нравится ходить пешком, читать, даже больше, чем музыку слушать. Мысли об эмиграции иногда посещают. Я космополит, везде чувствую себя комфортно. Но и свою страну люблю. Безумно хочу поучиться в Штатах или в Европе, но хотела бы, наверное, взять там знания и привнести их в Россию.
СПРАВКА "ГОРЦА":
Нафсет Муссардиновна Чениб. Сопрано
Родилась в городе Теучежск, ныне Адыгейск (Республика Адыгея). Окончила Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова, Академию хорового искусства имени В. С. Попова.
Хэдлайнер церемонии закрытия XI зимних Паралимпийских игр Сочи-2014.
Выступала с Камерным оркестром Большого театра, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Светланова, симфоническим оркестром “Musica viva”, ансамблем «Терем-квартет», камерным оркестром «Виртуозы Москвы», хором Академии хорового искусства В. С. Попова, Камерным оркестром Краснодарской филармонии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
Сотрудничала с выдающимися дирижерами: Александром Титовым, Алексеем Петровым, Львом Конторовичем, Мариусом Стравинским, Владимиром Спиваковым, Александром Рудиным.
Лауреат многих всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Героиня документального фильма «Гармония по Брайлю». Занята в спектакле МХТ имени А. П. Чехова «Правда — хорошо, а счастье лучше» (Певица; режиссёр А. Огарёв, 2015).
В 2015 году удостоена звания заслуженной артистки Республики Адыгея.
Записала Антонина СИДОРОВА
Фото: из личного архива Нафсет Чениб
© Федеральный познавательный журнал «Горец»
Для тех, кто любит высоту