МАРИЯ ЯССКАЯ – КНЯГИНЯ РУССКАЯ
Россия для русских, говорите? А Москва для москвичей? А кто у нас русский, и кто – москвич? Александр Невский – имя России, Даниил Московский – первый московский удельный князь, Дмитрий Донской – герой Куликовской битвы, символ русской воинской славы. Иван Грозный – мечта всех сторонников сильной руки … Разочаруем любителей проверять чистоту крови. Все эти герои и гордость русского народа – потомки ясской, читайте осетинской, княжны Марии Шварновны, в иночестве Марфы. |
>> Мария Ясыня. Рис. Татьяны Галиновой
Все смешалось в русской истории: Успенский Княгинин монастырь обнаруживается теперь во Владимире в переулке безбожника Воровского. Небесной красоты Успенский собор ранних лет шестнадцатого века стоит на фундаментах храма, возведенного по приказу великого князя Владимирского Всеволода III.
Отчего ж монастырь "Княгинин"? Да оттого, что вдохновила Всеволода Юрьевича его первая и любимая супруга, княгиня Мария: готовила место вечного покоя для себя и потомков своих – княгинь и княжен Великого Владимирского княжества.
Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская, канонизированная в числе первых русских святых. Потомков у нее будет много – 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.
ДЕСЯТЫЙ СЫН ДОЛГОРУКОГО...
>> Великий князь Всеволод Большое Гнездо. Художник Елена Доведова
Все смешалось в русской истории, и многое утонуло в ее толщах. К тому же ранняя история России – мужская по самой своей сути. Рукописные источники внимательны к князьям и небрежны к княжеским женам: сведения о них отрывочны и несвязны. Что есть, то есть: о князе Всеволоде, десятом сыне основателя Москвы Юрия Долгорукого известно многое – почти девять минувших столетий не выгладили его из памяти потомков.
Историки проштудировали летописи и выяснили множество подробностей его непростой биографии. Он рано осиротел – основателя Москвы отравили на пиру у киевского боярина, когда Всеволоду едва сравнялось три года. Старший, сводный брат Андрей Боголюбский выгнал мачеху и ее детей из княжества.
Подхватив сыновей, и в их числе малолетнего Всеволода греческая царевна Ольга (а может быть, и Елена) отправилась в Константинополь. Считают, что к родне: император Мануил I доводился Елене-Ольге кузеном. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила вернуться на Русь.Там как-то все сложилось, хотя и не без передряг. Брат Андрей, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился. И послал его вместе со своими сыновьями, братьями и прочими примкнувшими союзниками брать у Мстислава Изяславича Волынского Киев.
В ТИФЛИСЕ ИЛИ В КИЕВЕ?
На великокняжеский престол Всеволод, которого историк Карамзин называет Третьим, вступил уже женатым. Но это как раз те сведения, что потонули в реке времени: когда женился, да где отыскал жену? О том, что Мария родом осетинская княжна, никто уже не сомневается: летописи прямо называют ее ясыней. Но где пересеклись их жизненные пути?
Вполне резонно, что на пути из Царьграда на Русь Елена-Ольга с сыном заехали навестить тифлисскую родню. Тут дело и сладилось: вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана. Впрочем, скорее всего, Марией прекрасная ясыня стала уже на Руси, но осетинского имени история не сберегла.
Второй перекресток судеб отыскался в Киеве. Связи киевских великих князей с ясами (что есть те же аланы, предки современных осетин) отсчитывают с Х века. Полутора веками позже сын Мономаха Ярополк Владимирович ходил походом в половецкие степи и пленил дочь ясского князя. Краса "Олены Яски", как именует аланскую княжну Ипатьевская летопись, сразила Ярополка наповал, и он женился на прелестной пленнице. С ней, вероятно, прибыли в Киев и родственники. В той же Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Есть версия, что именно он и был отцом Марии Шварновны.
МАРИЯ И ТРИ ЕЕ СЕСТРЫ...
Из отрывочных летописных свидетельств историки делают вывод, что три сестры Марии тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, вероятно, была второй женой Андрея Боголюбского и участвовала в заговоре против него и в его убийстве. Причем многие историки считают, что к покушению на мужа ее подтолкнули именно жалость к младшим сестрам и забота об их благополучии – ведь Всеволод, не имевший собственных владений, скитался с женой и незамужними свояченицами по чужим уделам. Гибель старшего брата Андрея и ранняя смерть среднего Михаила и открыли Всеволоду путь на Владимирский престол.
И снова читаем Ипатьевскую летопись: "В лѣто 6690 (1182 по нашему счислению) Князь Кыевьскыи Святославъ Всеволодичь ожени 2 сына: за Глѣба поя Рюриковну, а за Мьстислава - Ясыню из Володимеря Суждальского, Всеволожю свесть". "Свесть" то есть свояченицу Всеволода, на Руси звали Марфой, а описанный в летописи Мстислав Святославович позже сел на черниговский престол.
Третья сестра Марии, Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде, где княжил этот внук Мстислава Великого, правнук Мономаха и, стало быть, двоюродный племянник Всеволода. Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, к тому же еще и христианки. Очевидно, что Всеволода Юрьевича и Марию Шварновну связывала крепкая любовь – никакие династические и политические причины на него не повлияли.
"…СЛАВНАЯ БЛАГОЧЕСТИЕМ И МУДРОСТЬЮ"
Племянники Марии Шварновны и их потомки заметного следа в русской истории не оставили. Не то рожденное Марией "большое гнездо": сыновья, внуки и их потомство определяли судьбу России в течение долгих веков. Есть ли в том заслуга Владимирской великой княгини? Карамзин вслед за летописцами уверяет, что есть, и немалые.
Карамзину вторит историк Соловьев. Рассказывая о роли женщин в древнерусском обществе, он отметил, что запись в Лаврентьевской летописи о кончине Марии Шварновны является примером любви и уважения к женщине на Древней Руси. Дополним прославленного русского ученого, автора многотомного труда по истории России: мудрая и нежная красавица Мария Шварновна, как мало кто другой была достойна любви и уважения.
"Где ж ты, великий князь Всеволод?
Иль не помыслишь прилететь издалече, отцовский златой престол защитить?
Силен ты веслами Волгу разбрызгать,
А Дон шеломами вычерпать…"
И пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала терем, растила дочерей и воспитывала сыновей для будущей их княжеской стези, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. То есть была тем самым надежным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, пусть даже и княжеского звания.
Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и утешение сирых и болящих. И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.
Пусть летописные сведения о Марии Ясыне лаконичны – сквозь эти немногие слова просвечивает незаурядный образ крупной личности, не затворенной в женской половине и не огородившей себя забором из традиционных дамских интересов. Считают, что она ценила ученость, сама была не чужда книг и искусств, почтение к наукам и искусствам воспитала и в детях.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЯССКОЙ КНЯЖНЫ...
Икона великой княгини Марии Шварновны. Начало XXI в.
Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь – лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних – двенадцатых! – родов она так и не оправилась, и семь последних лет тяжко болела. "В последние семь лет жизни, – цитирует Карамзин летопись, – страдая тяжким недугом, она изъявляла удивительное терпение, часто сравнивала себя с Иовом и за 18 дней до кончины постриглась…".
В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город. Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну. Вскоре после пострижения в монахини она скончалась "и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею...". А сыновья великой княгини всю жизнь помнили и детям своим передали духовное завещание Марии Шварновны.
Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно: "…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение".
БРАТЬЯ НАВЕК...
Триптих «За Землю Русскую!»: "Александр Невский"(1), "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"(2), "Минин и Пожарский"(3). Художник Юрий Пантюхин
Ольга СЛАВИНА
Заглавная иллюстрация: «Княгиня Мария Ясыня – великая просветительница земли Русской». Художник Александра Сибрина
© Федеральный познавательный журнал «Горец»
Для тех, кто любит высоту