ГЕРОЙ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Как только не пытаются «определить» человека, какие только маркеры ни подбирают!
Каждый делает это, исходя из своих ценностей и представлений об успехе.
Мне ближе всего такое утверждение: человек это то, о чем он мечтает.
Евгений Александрович Гвоздев.
Почему это имя не на слуху? Почему легенда российского парусного спорта известна и почитается только в Махачкале? И помнится только узким кругом яхтсменов?
Герой регионального значения? «Лучший сапожник на нашей улице»? Одни вопросы.
В марте Евгению исполнилось бы 85 лет. Нигде ни слова. Тишина. Только Дагестан помнит...
Портрет этого, в хорошем смысле, городского сумасшедшего не только не дописан, а преступно, на мой взгляд, не начат. Так... Эскиз.
На плаву и на слуху сегодня совсем другие «герои». Такое время.
И все же попробуем поспорить со временем, вопреки хрестоматийному, но спорному, «времена не выбирают».
Жил в Махачкале небогатый человек, которого все любили. Дедушка – так называли его в городе. А еще - народный адмирал. Сам Евгений Александрович представлялся "дагестанцем белорусского происхождения".
С ним все здоровались, потому как городская достопримечательность. Обидно было только, что в «большой России», где всегда есть место подвигу, порой кажется, что только ему место в ней и есть, о Гвоздеве почти никто не знал и не знает.
А между тем, Евгений Гвоздев был уникален. Без денег, небогатый, мягко говоря, пенсионер осуществил, наконец, в преклонные уже годы, мечту всей своей жизни. Несколько кругосветных путешествий при минимуме средств, совсем небогатом яхтенном опыте, без иностранных виз, информационной шумихи, без джентльменского набора известных кругосветников с их крутыми спонсорами, что, конечно, не умаляет их мужества и прекрасного безумия.
И все же. Огромное желание посмотреть «свет божий», успеть, ведь возраст, - вот что было главным и почти единственным движителем нашего героя. Евгения Александровича Гвоздева.
Специально повторяю его имя, чтобы кто не знал – узнали и, главное, запомнили.
Разве может быть прекраснее, мужественнее, романтичнее, чище мечта?
Через всю жизнь пронёс эту мечту Евгений, а жизнь была, надо сказать, такая, что лучше сериала не будет, заинтересуйся кто биографией Гвоздева. Не заинтересовались. Просто никто о нем не знал.
И правда. Непрестижный какой-то мореплаватель. Скорее морской бомж. Маргинал практически.
Родина Гвоздева – Белоруссия, Пинск. Так сложилось, что остался без родителей рано. Мама погибла под бомбёжками, отец не вернулся из сталинских лагерей. Воспитывала родственница. С 15-ти лет стал жить в Дагестане, закончил Астраханское мореходное училище, а вышел на пенсию и почему-то не стал смотреть телевизор, а увлёкся путешествиями, парусниками.
Не было денег на собственную яхту, откуда они у махачкалинского пенсионера. Яхты не было, но были золотые руки. Все мастерил ими.
Размер своей стандартной ванны знаете? Едва ли больше по размеру было его первое судно, обычный прогулочный швертбот. Сегодня это судно в московском Музее морского флота. Остальное богатство Гвоздева хранилось в руках, голове и душе, которая рвалась посмотреть мир и посмотрела. Сбылось.
«Дедушка из Махачкалы» дважды обогнул Землю на своих судёнышках, земной шар обогнул! Вдумаемся: обычный пенсионер! Без финансовой, информационной и моральной поддержки, за малыми исключениями, без страховок (а ведь Гвоздев попадал в плен к сомалийским пиратам, пережил страшные минуты, стоя под дулами их автоматов, но как-то до поры до времени ему везло. Возвращался домой живым и невредимым).
Без посмертных даже наград... Правда, по воспоминаниям яхтсменов и всех любивших Евгения Александровича, чужды ему при жизни были, неинтересны всякие цацки, слава и шум вокруг. Вся эта мишура не про Гвоздева уж точно. Не это, явно не это было его мечтой.
На кого Евгений надеялся с такой малобюджетной затеей? В кого верил? На чью помощь рассчитывал? Верил он лишь в братство встреченных в пути капитанов больших кораблей и братьев-яхтсменов, и вера эта оправдалась. Помогали как могли. Поистине – каков ты, таковы и люди на твоём пути.
Второе путешествие (1999-2003) уже спонсировал Глава махачкалинской администрации Саид Амиров. Все же был у Евгения Александровича один спонсор, местного тоже значения. Поэтому яхта, которую Гвоздев мастерил на балконе своего дома, была названа «Саид». Фотографию этой яхты Гвоздев отправил кому-то из своих коллег по морским просторам, в Канаду. Оттуда пришло предложение, от которого «нормальный» бы никогда не отказался. Предлагали настоящую, почти восьмиметровую яхту, с полным оснащением. Но! И тут внимание.
Стартовать надо было в Канаде, идти под канадским флагом, и Гвоздев... отказался. Не хотел изменять своему правилу – стартовать только с территории России и под её флагом. Это был не принцип, это была мечта. А быть может, нечто не подвластное нашей трактовке.
Всем известный, в отличие от Гвоздева, Федор Конюхов не столь принципиален. Он стартовал в своё первое кругосветное путешествие на фешенебельной яхте с территории Австралии, и финиш был тоже далеко от России. Ну, это вопрос такой. Однако – показательный.
Третья кругосветка, 2008-й год, оказалась последней и роковой для махачкалинского «дедушки».
Италия... Печальная страна в биографии Гвоздева. Здесь он погиб в возрасте 75 лет.
Предполагают - шторм. Перестал выходить на связь. Не подавал сигналов SOS. Пытался справиться сам. Не вышло. Нашли на южном берегу Италии с глубокой травмой головы.
Говорят, даже умереть мечтал не на суше, и не исключено, что специально ушёл в море. Чтобы в последние минуты, которые, кто знает, предчувствовал, быть с ним – с морем ли, океаном... Быть там, впитать напоследок запах, цвет, шум, тишину мечты. Необъятность. И, возможно, унести все это с собой в другой мир.
... А до кругосветок электромеханик Дагрыбхолодфлота самостоятельно тренировался на Каспии, который славен своей коварностью, непредсказуемостью. Пересёк его в своих трудовых отпусках десятки раз, гоняя вдоль и поперёк самодельные судёнышки. Испытывал организм дефицитом воды, пищи. Летом и зимою. Зимою и летом. Готовился к мечте.
Мечта, как мы теперь знаем, осуществилась.
И где же награды первому российскому кругосветчику, который стартовал и финишировал на территории своей страны? Никто до Евгения, ни в Советском Союзе, ни в России не совершал такого. Никто.
Настоящий герой России.
Где же памятники и школы имени Гвоздева? Человека, только сейчас об этом подумала, с такой говорящей фамилией... Музеи, ему посвящённые, его подвигам «эконом-класса», но ведь Подвигам, с большой буквы. (Правда, справедливости ради... После второй кругосветки Гвоздева в Махачкале соорудили первый в России памятник в честь легендарной яхты САИД и её капитана. На приморском бульваре).
И всё-таки сравнение, увы, не в пользу нас, родства не помнящих. Например, австралийцу Сержу Теста, он также совершил одиночное кругосветное плавание на малюсенькой алюминиевой яхте, королева Великобритании вручила награду, подчеркнув, что эта награда символически предназначена всем детям, которые тоже мечтают о подобных путешествиях... Награда воспитательного значения, получается.
В Болгарии национальным героем стал Георгий Георгиев, также одиночка-мореплаватель.
Варна. Там главный яхт-клуб страны носит его имя. Портреты мореплавателя дарят почётным гостям Варны.
Только часто ли ценят героев, как и пророков, в нашем отечестве? Вопрос риторический.
Гвоздев трагически погиб, ему уже все равно, есть награды, хотя бы посмертные...
Главное, имя его живёт в сердцах дагестанцев. Спасибо им за это.
Алла ЛЕСКОВА