ФРАНСУАЗА САГАН С ОСЕТИНСКИМ АКЦЕНТОМ
В августе 2017-го искушенные читатели, раскрывшие свежий литературный номер журнала Esquire обнаружили новое для себя имя. В одном ряду с прославленными Труменом Капоте, Чаком Палаником, Фредериком Бегбедером, Владимиром Сорокиным значился Азамат Габуев – молодой прозаик из Владикавказа. А еще через год в московском издательстве ЭКСМО вышел в свет роман Габуева "Холодный день на Солнце". Таких книг о Кавказе еще не было, твердят библиофилы.
Для библиофилов, впрочем, имя Габуева, не такое уж новое. Рассказ «Девица за стеклом» из престижного Esquire, немножко, по словам самого автора, пересекается с его романом «Холодный день на солнце», опубликованном впервые в 2014 году в декабрьской книжке солиднейшего российского литературного журнала «Октябрь». А в феврале 2017 года рассказ Азамата Габуева «Мальчик и пистолет» напечатали в журнале «Дружба народов». «Осетинский литературный бунтарь», как образно характеризует его блогер на сайте «Кавказский Узел», продолжает путь к вдумчивому и заинтересованному читателю.
Этот путь начался в 2005-м – именно тогда первый рассказ уроженца Владикавказа, двадцатилетнего студента юридического факультета СОГУ имени К.Л.Хетагурова Габуева напечатали в литературном журнале «Дарьял» в Северной Осетии. Тогда еще под своим именем – чуть позже на тех же страницах Габуев появится под псевдонимом.
Джонни Рамонов и Азамат Габуев будут строить карьеру параллельно: Габуев закончит аспирантуру Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина и поступит на госслужбу, Джонни Рамонов опубликует рассказы «Аделина», «Реваз», «Кристина» – из них, говоря словами все того же блогера, начнет складываться «масштабное описание современной Осетии, показанной через совсем разных людей, такой срез времени».
Габуева под псевдонимом быстро заметят и начнут переводить на другие языки, внесут в лонг-листы престижных литературных премий: в 2009 году – премии «Неформат», в 2011-м – премии «Дебют». И он решит снять маску: ныне Азамат Габуев печатается под собственным именем.
«Осетинская Франсуаза Саган», по остроумному выражению заведующей отделом критики журнала «Октябрь» видит современную Осетию глазами своего поколения, и это, считают читатели, особенно ценно: ведь молодые замечают нюансы, к которым притерпелось старшее поколение. Сравнивать Азамата Габуева с французским классиком уместно и по другим причинам: в первую очередь, в силу нескрываемого таланта и филигранного литературного мастерства.
Ольга СЛАВИНА