История АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД

4 апреля 2011 | Автор: Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук
100620
4123
-

АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД

В самом центре Кавказа, в живописных горных ущельях по обеим сторонам Главного Кавказского хребта и на прилегающих предгорных равнинах, живет народ, который с середины XVIII века известен как «осетины». Это последний осколок многочисленных племен, которые у Геродота и Птолемея именуются скифами и сарматами. В средневековых хрониках Запада предки осетин упоминаются под именем «аланы», а на Востоке их чаще называли «асами», «ясами» и «осами». Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали и в другие европейские языки. Сами же вновь нареченные осетины сохранили древнее самоназвание своего народа, которое и сегодня звучит так же, как и две тысячи лет назад: «аллон» – аланы.


Карта Кавказа, 11 век. Фото: wikiwand.com


...Аланское царство сложилось еще в начале новой эры и было разрушено лишь через тринадцать веков нашествием монголов. Отступив на горную окраину своей разоренной страны, выжившие аланы триста лет – по XVII век – жили замкнутыми общинами. Связи Алании с внешним миром были восстановлены лишь в середине XVIII века, когда конфедерация горных аланских обществ установила дипломатические отношения с Российской империей.

К этому времени русские успели забыть древнее название «ясы» и заимствовали грузинское название Алании – Овсети. Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали и в другие европейскиеязыки. Сами же вновь нареченные осетины сохранили древнее самоназвание своего народа, которое и сегодня звучит так же, как и две тысячи лет назад: «аллон» – аланы.

ОТ ДУНАЯ ДО ЧЕРНОМОРЬЯ...

 

Аланами два тысячелетия назад называли союз восточно-сарматских кочевых племен. Они выделялись особой воинственностью среди сарматских союзов. Еще античные источники упоминают о «неукротимых и храбрых» аланах, населяющих низовья Дуная, Северное Причерноморье, степи Предкавказья и Центральный Кавказ.

 

Постепенно и территории сарматов (или савроматов) начали называть Аланией, или Аланьей, и со страниц источников исчезли упоминания других сарматских племен. На путях международной торговли, которые контролировала аланская аристократия, росли поселения – центры управления, ремесленного производства и хозяйственных связей.

 

Остатки одного из них – это Зилгинское городище в Осетии, раннеаланский город, построенный на семи холмах; родина знаменитой тонкостенной керамики и самобытного ювелирного искусства.


ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ...

 

В III веке от границ Китая до степей восточной Европы докатились первые волны кочевников гуннов (известные из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну»). Еще через столетие наступление гуннов превратилось в нашествие.

 

Около 372-го года мощная гуннская орда переправилась через Волгу и вторглась в аланские пределы. Пришельцы завоевали северные аланские степи, а потом заключили мирный договор, и часть аланов присоединилась к победителям в их Западном походе. В Северном Причерноморье союзные силы гуннов и аланов обрушились на германские племена готов и, вовлекая их в свое движение, достигли в 376-м году дунайской границы Римской империи.


Аланы в походе. Художник Азанбек Джанаев  

"Аланы в походе". Художник Азанбек  Джанаев

 

Так начиналось Великое переселение народов, резко изменившее размеренную жизнь Старого Света. Образ аланского всадника – один из ярких символов той героической эпохи. Начав движение на границах Азии, аланы со своими союзниками прошли всю Европу, достигли ее юго-западной окраины – Пиренеев – и завершили свой грандиозный поход на средиземноморском побережье Северной Африки.

 

ПОБЕДИТЕЛИ АТТИЛЫ...

 

На Дунае аланы соединились с ближайшей родней – сарматами, которые ушли на запад еще в конце II века. Это позволило им разорвать союз с гуннами и действовать самостоятельно.

"Аланский царь Итаз", художник Жорж Гасинов 

В Северной Италии и Галлии аланы договорились с Римом о статусе федератов, то есть военнообязанных союзников. Они получили значительные территории, на которых в V веке возникли Южное Аланское королевство (в районе современной Тулузы) и Северное Аланское королевство (между Луарой и Сеной со столицей в Орлеане).      

 

До 450-го года в Орлеане правил грозный король Гоар. Его наследником стал Сангибан, который командовал аланами в знаменитой битве на Каталаунских полях летом 451-го года. Это сражение стало решающей победой Рима над гуннами. Аланская конница была поставлена в центре римского войска. Аланы одержали верх над отборной гвардией гуннов во главе с Аттилой. Тем самым, кого называли "Бич Божий".

 

 

АЛАНСКИЙ ПРОХОД В ПИРЕНЕЯХ...

 

Другая аланская группировка, не пожелавшая договариваться с Римом, заключила союз с германскими племенами. Это произошло в дунайских землях римской провинции Паннонии (сейчас это земли Венгрии и Сербии).

 

В 406-м году начинается движение союзников на запад. Королем местных аланов был Респендиал, затем престол унаследовал Аддак. Аланы и вандалы по зимнему льду перешли Рейн, прошли через всю Галлию и перевалили через Пиренеи, намереваясь отвоевать у римлян Пиренейский полуостров.

<< Знатный аланский всадник. Реконструкция М.В. Горелика

Следы этого похода сохранились на испанских картах в таких названиях, как Аланский проход, Аланский гребень и Аланский перевал. Можно представить, каким впечатляющим зрелищем было это движение конницы по узким горным тропам, чтобы, воплотившись в географических названиях, навсегда остаться в памяти местного населения.

 

К 411-му году аланы и вандалы захватили и разделили Пиренейский полуостров. Аланам достались территории Лузитании и Картахены (то есть Португалии и южной Испании). Об аланах помнят и в Барселоне: в историческом музее хранится карта, где за ними  все еще числится ненадолго завоеванная территория. 

 

В АФРИКУ!

 

Закрепиться и построить в Испании сильное государство аланам так и не удалось. Совместно с вандалами они владели этими землями всего двадцать лет. Жестокие войны с римлянами и вестготами заставили молодого короля Гейзериха прекратить борьбу за Пиренейский полуостров. Дальнейшие его планы были связаны с морем и Африкой, которую отделяет от Испании Гибралтарский пролив.
 

Гейзерих приказал своим воинам захватить порты с римскими кораблями, и в 429-м году аланы и вандалы переправились через пролив и на завоеванных территориях римской Северной Африки создали свое Вандало-Аланское королевство – первое государство, добившееся признания на бывшей территории Римской империи.

 

С РИМОМ И ПРОТИВ НЕГО...


В 442-м году Рим был вынужден признать независимость беспокойных соседей. Впрочем, ни надежного мира, ни безопасности римляне не добились. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, а уже в 445-м году вандалы высадились в устье реки Тибр и на две недели захватили столицу империи. Император Марк Аврелий, философ и воин, в конце II века взял на римскую службу сарматов. Восемь тысяч сарматских всадников отправились в Британию, чтобы охранять Адрианов вал, по которому проходила граница между империей и варварами.

 

В самой Италии сарматские военные поселения располагались в Вероне и Турине, в городках Сармато и Ивреа. Римская Арена в Вероне – европейский центр театральных и музыкальных фестивалей, а храм Святых Апостолов построен в V веке, когда в императорской гвардии уже служили аланские рыцари.

 

Сарматские всадники, облаченные в чешуйчатые доспехи, почти две тысячи лет сражаются на колонне императора Траяна, которая высится в центре Рима.


Аланский поиск военного поприща, достойного противника и славной смерти в бою были хорошо известны в древности. Но чем объяснить военное значение и политическое влияние аланов на Западе, вдали от родины, в столь воинственном и, как правило, враждебном окружении? Понятно, что ответ не в численности или военной мощи. Ни сарматы, ни аланы не были так многочисленны и так безоговорочно непобедимы, чтобы подавить союзников или силой навязать свою волю соседям.


G Ответ – не  тайна, он давно найден европейскими историками. Аланы покорили Запад своей военной культурой и выдающейся военной организацией.

 

Аланская кавалерия, закованная в панцири и действующая сомкнутым строем, владела высшими приемами искусства конного боя. Короли германских племен наперебой приглашали аланов к себе на службу, и германцы, традиционно пешие воины, учились у них верховой езде и конному бою.


Впечатление, которое аланское военное искусство произвело на высокомерную римскую знать, было так велико, что император Грациан набрал из алан гвардейский отряд, реформировал римскую кавалерию по аланскому образцу и даже сам носил аланскую одежду и вооружение.


АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД


Единственная конная статуя в Риме, сохранившаяся с античных времен, изображает императора Марка Аврелия на сарматском скакуне.


 

 ВСАДНИКИ С РЫЦАРСКИМИ ИДЕАЛАМИ...

 

По представлению древних, кавалерия – это всадники, неотделимые от своих коней. Сармато-аланские лошади были особой породы. Их тонкие профили запечатлел античный резчик на колонне Траяна. А памятник Марку Аврелию в центре Рима изображает не только императора, но и его сарматского коня. Аланские кони разделили военную славу своих хозяев, как и аланские боевые собаки. В Испании их называют «алано эспаньол», то есть испанские алано. Эта порода разводится сегодня только в Испании и Италии. В самой Алании, увы, их сегодня не осталось...

 

Но аланские всадники познакомили Запад не только с новым вооружением и боевыми приемами, привели с собой лошадей и собак. Они принесли нечто более важное – нравственный кодекс рыцаря, идеологию военной знати. Причерноморские сарматы, попавшие на Запад в конце II в., и догнавшие их в IV в. аланы, ввели моду на рыцарскую конницу, изменили устаревшие представления о воинском сословии и самом военном деле.
 

 НАРТ БАТРАЗ И КОРОЛЬ АРТУР...

 

В одетых Рафаэлем гвардейцах Ватикана, в папских дворцах Авиньона, в замках и домах многоликой Европы сегодня уже не найти аланского следа. Куда более глубоким и долговременным оказалось аланское влияние на мировоззрение средневекового Запада – мифологию, эпические сказания и аристократические воинские обычаи.

 

Художник Махарбек Туганов

«Пир нартов». Художник Махарбек Туганов

 

Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, ставших для европейской культуры воплощением рыцарского идеала. Образ Артура до сюжетных деталей близок к Батразу, герою нартовского эпоса, которого осетины считают олицетворением главных рыцарских качеств: храбрости в бою, воздержанности в еде и питье, высоком уважении к женщине.
 

Нарты – поэтический псевдоним самих создателей эпоса, которые в героических сказаниях запечатлели мифологию, общественные отношения и обычаи древней эпохи. Случайно ли аланские мотивы легко привязываются к образу европейского короля, и не только Артура?

 

Аланские короли Самбида, Беоргор, Гоар, Сангибан, Респендиал, Аддак, полководцы Саул и Аспар – крупные политические и военные деятели своего времени, яркие характеры, порожденные героической эпохой Великого переселения народов и раннего европейского средневековья.

 

Участвуя в длительных войнах и решающих сражениях, бесконечных политических интригах и дипломатической борьбе, аланские предводители – например, король Гоар или полководец Аспар – вершили судьбы стран и народов. Встреча аланского короля Гоара с епископом Германом описана в житии святого Германа (французы его называют Сен-Жерменом). Епископ остановил аланское войско, взяв под уздцы королевского скакуна, и грозный король сошел с коня и вступил в беседу с праведником.

 

В уважительной беседе короля со святым подвижником видит прообраз европейских традиций рыцарственной религиозности и отправную точку королевского покровительства церкви английский историк и этнограф Говард Рид. Самого Гоара англичанин считает одним из возможных исторических прототипов короля Артура.


СЛЕДЫ НА ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТАХ...


 

Аланский язык легко отличим от романских, германских, славянских и других языков Западной и Центральной Европы, и поэтому несложно вычленить аланские названия на современных европейских картах. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. Кстати, английское имя Алан и французское Ален – тоже наследие совместной истории.

 

АЛАНЫ. ПУТЬ НА ЗАПАД

Карта миграции аланов. Жёлтым обозначены места расселения аланов в IV веке, до Великого переселения народов и после него; красные стрелки — миграции, оранжевые — военные походы

 

Аланы - единственный негерманский народ эпохи Великого переселения, который создал на Западе большое число поселений. К аланским предкам возводят свое происхождение некоторые аристократические  династии и целые этнические области.

 

Окрестности города Ланмезан на французском юге пестрят аланскими названиями. В V веке эти земли подчинялись аланским королям. Крошечный городок с названием Алан – откуда оно произошло, местные, конечно, даже не задумываются.

 

Еще один оттиск аланского следа – городок Алань. Лавор тоже начался с аланского поселения – теперь это настоящий город, по нашим меркам – солидный райцентр.

 

А в северной Франции есть городок Сальмез, название которого происходит от сарматов. Еще более явно звучит название итальянского Сармато. Местный священник Гверрино Барбатини, нисколько не удивившись моему вопросу, охотно рассказал, что название городка действительно происходит от имени древнего воинственного народа.


GДумаю, что мы потомки кельтов и римлян, – сказал священник, – но на нашей мэрии установлена памятная доска с изображением сарматского воина и надписью, которая объясняет, что первыми здесь поселились сарматы».


Есть в Италии и местечко Аланья. В городке Ивреа, у подножия итальянских Альп, тоже когда-то жили сарматы. По обе стороны от перевала Сен-Бернар – в Италии и Швейцарии – есть селения с аланскими именами. Центр коммуны Аллейн (по-русски она называлась бы Аланской волостью или Аланским сельсоветом) примостился на склоне длинного хребта, который на карте именуется Аланскими горами.
Симпатичный, почти игрушечный городок в ущелье реки Пиаве называется Алано: Алано-ди-Пиаве – Алано на реке Пиаве. Что любопытно, среди местных нет ни одного лица, которое бы показалось чужим во Владикавказе или Цхинвале, в Джаве или Чиколе. Только эти аланы говорят по-итальянски...
 

НЕТ НИ ГУННОВ, НИ ГОТОВ, НИ ВАНДАЛОВ…


Роль, которую аланы сыграли в истории раннесредневекового Запада, могла бы выглядеть экзотическим дополнением к биографии кавказского народа. Но прежде всего аланская традиция, все еще живая на Кавказе, – стойкий образец двухтысячелетней неразрывности культурных связей Запада и Востока. И в то же время, аланы – самый ранний пример единства исторических судеб Западной Европы и России.

 

 Давно уже нет на свете народов, с которыми аланов свела судьба на римских дорогах Европы – нет ни скифов, ни сарматов, ни гуннов, ни готов, ни вандалов, рассеялись лангобарды и алеманны, и даже преуспевшие франки подарили свое имя кельтской стране, говорящей на языке римлян.

 

А древний индоевропейский народ, наследник исторических традиций скифского мира,  сохранил до наших дней свою идентичность, родной язык и культуру – едва ли не единственный из участников Великого переселения народов.

 

Причина проста: аланы выжили не на Западе, а на собственной родине. Кавказ - эта вечная природная крепость - сохранил древний аланский язык и глубокие аланские корни.

 

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук 

©Федеральный познавательный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту

Поделиться:
Комментариев: 137


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа