ВЛАДИМИР ШАХРИН: НАДО СМОТРЕТЬ ВЫШЕ СВОИХ 170
Группа «Чайф» родом с Урала. Ее участники давно могли бы перебраться в Москву, но предпочитают бывать в ней проездом. Столица для них словно горный перевал, на котором можно присесть и отдышаться перед дальнейшим марш-броском. Этот перевал они преодолели давно. Недаром «чайфы» называют себя уральскими горцами. О том, с чего все началось и что это значит для них самих, наш разговор с лидером группы Владимиром Шахриным.
СНАЧАЛА БЫЛА ШУТКА...
- Владимир, историю с уральскими горцами вы ведь придумали шутки ради?
- Это на самом деле так. У нас ведь, на Среднем Урале, горы есть. Пусть не самые высокие, но – горы. И мы однажды подумали: а почему бы не назваться уральскими горцами? Первый раз мы попробовали еще в 1987 году, а лет через 5-6 земляки вдруг подхватили нашу идею. Жители Урала настолько приняли эту игру, что тоже стали называть себя горцами, появились размышления о горских традициях, о горской чести. На екатеринбургском телевидении теперь часто можно услышать: уральские горцы, на Горноуральщине. Придуманная, казалось бы, игра вошла в обиход. Я вообще люблю мифотворчество, и когда есть возможность поучаствовать в создании мифов, с удовольствием это делаю.
Владимир Шахрин: «Я горец уральский и это мне в чайф!»
- Помните момент, когда вы осознали, что шутка перестала быть шуткой?
- Пожалуй, это случилось в 1993-м. У нас как раз вышел альбом «Дети гор». И для того, чтобы сфотографироваться на обложку, мы позаимствовали в Театре музкомедии костюмы из спектакля «Ханума». А когда презентовали альбом на московской Горбушке, ребята захватили эти костюмы с собой и мы выступали в них.
В общем, отыграли концерт, а после него к нам подходят работники Горбушки: "Слушайте, там на балконе чеченцы сидят, они хотят с вами поговорить!"
Мы спрашиваем: "А что случилось?"
Нам в ответ: "Вы хоть знаете, что в чеченских костюмах выступали?"
А мы понятия об этом не имели. Ну всё, думаем, приплыли...
Вскоре к нам подошли два мужика, в костюмах и вежливо поинтересовались: "А у вас на Урале своей горской одежды нет?"
Отвечаем: "Нет, к сожалению, поэтому приходится заимствовать".
Мы совершенно нормально поговорили, сфотографировались, они нам рассказали какие-то интересные вещи из истории своих национальных костюмов. И я в тот момент вдруг понял, что наша шутка не такая уж и шутка.
Со временем мне стало интересно не только находить в себе какие-то черты горского характера, но и культивировать их. Все-таки мы – условные горцы. А у настоящих горцев есть чему поучиться. У них свои, настоящие традиции.
УРАЛЬЦЫ ОТЛИЧАЮТСЯ УПЕРТОСТЬЮ...
- Уральские горцы чем-то отличаются от других?
- Думаю, надежностью и упертостью, в хорошем смысле этого слова. Все-таки Екатеринбург – это город мастеров, а сам Урал – это бажовские сказки. Вспомните хотя бы трудягу Данилу-мастера. Выражение: «Ну что Данила, не выходит каменный цветок?» давно стало обиходным. Да и опорой промышленности, когда она начала вставать, стали именно демидовские заводы. Завод же не только из камня и технологий состоит, но и из людей, которые там работают. А люди на Урале достаточно работящие.
- Успехи в музыке – тому подтверждение...
- Несомненно. Ведь что происходило с нашей музыкой в советское время? К Западу ближе всего находился Питер -- через его порт проходило больше информации, было больше ориентиров и, как следствие, идей. Москва была ближе к средствам массовой информации, и поэтому о московских коллективах больше знали. И вдруг появилась свердловская школа, из которой регулярно выходили очень качественные группы. Они здорово играли, были хорошо аранжированы и записаны. «Урфин Джюс», «Наутилус», «Агата Кристи»… Может, их было не так много, но они были доделаны до конца. Так что способность довести идею до каменного цветка, которым мучился Данила-мастер -- это основная черта уральцев. На ней держится все остальное.
МЫ СВОБОДОЛЮБИВЫЙ НАРОД...
- Есть мнение, что нравы народа зависит от той местности, в которой они живут.
- Екатеринбург - климатически непростое место. На севере и юге Урала горы есть, и немаленькие - по тыще метров высотой. А у нас самое низкое место. И, бывает, когда с Северного Ледовитого океана идет холодный поток, то он вдоль уральского хребта движется-движется и в нашу яму – бумс! И все: «в деревне Гадюкино опять дожди». Да и сам Урал достаточно суровый, поэтому люди живут обособленно, редко выбираясь на большую землю.
- У вас на Урале довольно много колоний и тюрем. Это как-то влияет на характер его жителей?
- Наверное, да. В общем-то еще Демидовы на своих заводах всех беглых каторжан принимали. Кстати, по одной из версий, башня в городе Невьянске, которую первые заводчики Демидовы построили по аналогии с Пизанской, выполняла функцию сторожевой. Башня выходила на дорогу, откуда могли нагрянуть проверяющие. Наверху все время сидел наблюдающий. И когда появлялась чужая тройка, он бил в колокол и все беглые прятались по подвалам. Так что, думаю, на характере это тоже отчасти отложилось. Мы достаточно свободолюбивый народ.
НАСКОЛЬКО ТЫ ГОРЕЦ, ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ САМОГО…
- Уральского горца можно вычислить в толпе?
- Некоторые умудряются делать это по говору, но у меня не очень получается. С женщинами проще - у них всегда чуть сильнее акцент, чуть ярче местная мода. Так что по каким-то общим признакам я смогу, наверное, узнать среди других уральскую женщину.
- Кстати, как вы относитесь к выражению: «Ты что, с Урала?»
- Ну, это же всего лишь цитата из популярного фильма («Самая обаятельная и привлекательная» - Авт.) И если бы в нем сказали: «Ты что, с Самары?», то могла прижиться и она. Хотя, безусловно, мы провинциальный народец. Наверное, у крупных волжских городов или центров на больших реках со столицей гораздо больше общего, чем у нас.
Все-таки Екатеринбург не купеческий город. У нас как такового купечества и не было. Я, например, люблю старинные вещи. И в антикварный магазин могу зайти не как в магазин, а как в музей – посмотреть на живые вещи. И в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Самаре есть просто роскошные антикварные лавки. А у нас нет. Я с антикварами на эту тему разговаривал, они удивляются: "А что вы хотели? Основными жителями были военные да инженеры. И те, и другие – приезжие, постоянно на чемоданах. Были еще работяги, которые о роскоши разве что мечтали. А купцов, которые обставляли бы свое жилище на века, для детей и внуков, было очень мало".
Так что и в этом, наверное, кто-то видит нашу провинциальность.
- Но вас это злит, может быть?
- Меня это нисколько не злит и не смущает. Хотя некоторые коллеги-музыканты, ну, явно пытаясь уколоть, называют нас «сельскими рокерами». Но это забавно слышать. Лично я вижу в этом некий комплекс неполноценности. С москвичами, кто лишен такого комплекса, мы в прекрасных отношениях – с Гариком Сукачевым, Серегой Галаниным, Саней Скляром. Я прекрасно понимаю: зато мы ездим по всей стране, по крошечным городам, и нас везде принимают на ура. Для меня признание провинциальной России не менее важно, чем признание столичной аудитории.
- Горцем вы можете назвать любого, кто родился в горах?
- Теоретически, да. Любой, родившийся в горах — это горец. Другое дело, насколько он достоин носить это звание. Бывает, родился в горах, но вот как мужик слабоват и в какой-то ситуации поступил не по-горски. Условно говоря, любой человек, родившийся в Грузии – грузин, но насколько он горец или не горец – это уже от него самого зависит.
ЛЮДЯМ НРАВИТСЯ СМОТРЕТЬ СВЫСОКА...
- Ваша семья поддерживает эту теорию? Вы как-то сказали, мол, ваша младшая дочка раньше старшей замуж вышла, не по-горски....
- Это была просто шутка. Хотя у нас хорошая семья, все ее ветви достаточно крепкие. Очень теплые отношения и со старшим поколением, и с детьми. Так что, пожалуй, мы вписываемся в понятие горской семьи.
- А сами в горы давно поднимались?
- Моя дача стоит практически на перевале. Так что я постоянно прогуливаюсь по нашим горам. Особенно люблю смотреть на скалы.
- В голове что-то меняется в этот момент?
- В горах ощущение пространства совершенно другое. Вот ты ходишь и смотришь на все с высоты своего роста 170 см. А поднимаешься чуть выше – и уровень горизонта совсем другой. Поэтому людям нравится смотреть вниз свысока, с гор или небоскребов. Обновляется впечатление.
- Как думаете, почему люди ищут Шамбалу именно в горах?
- А где ж ее искать? Не под водой же. В народе так повелось, что она непременно должна находиться где-то в горах, возможно даже, в пещере. Видимо, потому, что в горах все-таки есть что-то загадочное и непостижимое.
Беседовал Александр ЛАСТИН
Фото: А. Федечко, В. Кузнецов, Д. Кунилов, Е. Ланкин, Jazzva
НЕ СПЕШИ
(Песня группы «ЧайФ» из альбома «Дети гор»)
А не спеши ты нас хоронить, а у нас ещё здесь дела.
У нас дома детей мал-мала, да и просто хотелось пожить.
А не спеши ты нам в спину стрелять, а это никогда не поздно успеть.
А лучше дай нам дотанцевать, а лучше дай нам песню допеть.
А не спеши закрыть нам глаза, а мы и так любим все темноту,
А по щекам хлещет лоза, возбуждаясь на наготу.
А не спеши ты нас не любить, а не считай победы по дням.
Если нам сегодня с тобой не прожить, то кто же завтра полюбит тебя?
А не спеши ты нас хоронить, а у нас ещё здесь дела.
У нас дома детей мал-мала, да и просто хотелось пожить...