АЛЕКСАНДР ПАЗОВ. РАЗГОВОРЫ С ВЕЧНОСТЬЮ О БУДУЩЕМ
Кувшины-гогоны, чаши, блюда, кубки… Посуда для ежедневной жизни и ее украшения. В стародавние времена медник-чеканщик сидел в каждом адыгском ауле. Нынче он один такой на весь черкесский мир. Александр Зелимханович Пазов расшифровал древнее ремесло, как Шампольон – египетские иероглифы. И прошлое заговорило. О будущем.
Стучит-стучит молоток, оживает узор. Придуманный предками. Народный. Национальный. Черкесский. Его опознают с первого взгляда. А распознав – поражаются: старинное ремесло восстало из небытия словно птица Феникс. Но в отличие от птицы не само по себе, а неустанными многолетними трудами Александра Пазова.
С юности он не готовился разговаривать с вечностью. А изучал другой язык – физических формул. Он планировал общаться с космосом, но жизнь решила иначе: свою Вселенную Пазов открыл в народном искусстве. В самом, что ни на есть прикладном, домашнем. Парадоксально, что это случилось за тысячи километров от родных гор – в белом безмолвии Антарктиды. А, впрочем, может быть, и закономерно: в отрешении от бытовой суеты Пазову явилось предназначение.
Внешне все выглядело как случайность: зимовка, свободное время, журнал "Наука и жизнь" со статьей об утерянном секрете кавказского искусства холодной ковки. Нашелся медный лист, молоток, азотная кислота для чернения. И физик Пазов начал учиться говорить с историей своего народа на ее языке.
Стучит-стучит молоток, оживает узор. Только рука и только молоток. Сначала узор по листу меди или латуни, и лишь потом – форма. Уникально: обычно мастера, работающие с металлом, наносят орнамент на готовую вещь. Иначе узор порвется или растянется. У Пазова не рвется и не тянется – он разгадал эту тайну древних адыгских мастеров. Над первой тарелкой Александр работал пять лет, по букве раскрывая секреты старого ремесла. Он постиг тайну холодной ковки и мертвый, казалось, язык ожил. Потерянное в веках нашлось и заговорило.
Стучит-стучит молоток, оживает узор. От меди цвета мёда веет теплом. Под руками оживает форма, проверенная временем: грациозные длинношеие кувшины, бокастые чаши, просторные блюда. Только что родившаяся под руками мастера посуда рассказывает о культуре, о нравах, о вкусе его далеких пращуров-адыгов. В ней столетние традиции и всегда актуальная функциональность. Само совершенство: такое, что – ни убавить и ни прибавить.
Не существует черкесских летописей, скудна архитектура, адыги не создавали скульптурные памятники – одни лишь предметы быта, или, на языке специалистов "произведения декоративно-прикладного искусства". Именно в них, как в сказках, живет опыт народа, самый его дух. И форма, и узор рассказывают о жизни адыгов, об образе их мыслей, о ценностях, что они берегли веками. И сберегли: отвагу, честь, достоинство. Каждая чаша и каждый кувшин, как волшебный горшочек, хранит саму жизнь нации. Если потеряем, говорит Александр Пазов, мы исчезнем с земли.
Так разговор с вечностью становится разговором о будущем.
Автор: Ольга Дерико
Фото: Мария Муссова