Люди ТИМУР ЗАНГИЕВ. 15-ЛЕТНИЙ ДИРИЖЁР С 10-ЛЕ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

ТИМУР ЗАНГИЕВ. 15-ЛЕТНИЙ ДИРИЖЁР С 10-ЛЕТНИМ СТАЖЕМ

3 апреля 2011 | Автор: Лариса АЛЕКСЕЕНКО
38511
4501
-

ТИМУР ЗАНГИЕВ.15-летний дирижер с 10-летним стажем

Однажды на репетиции Государственного камерного оркестра дирижер остановил музыкантов и сказал: «Фагот, извините, но у меня в партитуре си-бемоль». Музыкант вежливо ответил: «Простите, маэстро, я случайно сыграл си-бекар». Казалось бы обычная рабочая ситуация, но дирижеру Тимуру Зангиеву в то время не было и ...девяти лет. И был он таким маленьким, что, стоя за пультом, не видел музыкантов своего оркестра. Приходилось вставать на несколько подставок и дирижировать, стоя на шаткой конструкции.


БЫЛО ВРЕМЯ И НА ФУТБОЛ, И НА ШАХМАТЫ... 

 

- Тимур, не страшно было стоять на такой пирамиде?

- Нисколько. Она была достаточно устойчивая, чтобы я мог сосредоточиться на дирижировании.

 

- Вы с детства носите фраки. И как ощущения? Всегда ли фраки были подогнаны правильно?

- Всегда. Ведь от этого зависит мой комфорт, нужно, чтобы мне было максимально удобно, и фрак на мне не летал во время дирижирования.

                                                                                                                                                                                                Наше интервью проходит в музыкальном колледже при Московской Государственной консерватории. У Тимура – урок дирижирования. В классе учитель мальчика – Анатолий Абрамович Левин. Время от времени он приходит на помощь своему подопечному, еще не привыкшему к вниманию прессы. Впрочем, сейчас Тимуру уже 15 лет. Замечаю, что у него на руке часы с портретом Моцарта. 

 

- У вас замечательные часы. Моцарта любите?

- Если честно, мне кажется, что до Моцарта я еще не дорос, и поэтому пока мне ближе музыка романтиков второй половины ХIХ века, Брамса и Дворжака.

 

- Но на часах все-таки Моцарт...

- Дело в том, что я, как и Моцарт, родился 27 января. И на один из дней рождения глава представительства Осетии Александр Борисович Тотоонов привез мне эти часы в подарок из Зальцбурга – с родины композитора.

 

- И теперь вы, наверное, никуда не опаздываете?

- У меня с детства каждый день расписан. Это делает моя мама. Я ей полностью доверяю и давно уже понял, что лучше не сопротивляться...

 

- «Давно понял»? А с какого возраста вы себя помните?

- Лет с четырех. Это какие-то фрагменты из моего обучения музыке. Моя мама, когда окончила институт им. Гнесиных, стала работать концертмейстером в музыкальной школе и брала меня на работу. Я ведь родился в Москве и уже в три года начал петь в хоре. А через год поступил на подготовительное отделение в класс скрипки в музыкальную школу имени Фредерика Шопена. Помню, как я ездил в эту школу, отдельные моменты тех уроков и помню, как мама меня мучила дома занятиями на инструменте.

 

- Мучила?

- В то время так казалось. И я себя ощущал бедным ребенком. Хотя я, конечно, не только музыкой занимался с утра и до ночи. Было время и на футбол, и на шахматы. В общеобразовательную и музыкальную школу я пошел одновременно, как только мы переехали во Владикавказ. Переехали потому, что мой папа захотел жить на родине.

 

20_512_1

 Выступление в Тольятти. 2009 год.

 

КАК КУЗНЕЧИК ВПЕРВЫЕ КОМАНДОВАЛ ОРКЕСТРОМ...

  

... Музыкальная школа, в которую поступил Тимур, отмечала свой юбилей. Первый педагог мальчика по скрипке, Леонид Георгиевич Гурджибеков, режиссировал проведение праздника. Он придумал такой ход: чтобы взрослый музыкант передал дирижерскую палочку ребенку. Это иллюстрировало бы, что новое поколение принимает эстафетную палочку у взрослых. Новое поколение выпало представлять Тимуру. Сначала он появлялся на сцене со скрипкой в руках и в костюме кузнечика (кузнечик был символом школы), а затем выходил в финале во фраке и дирижировал. Планировали, что мальчик выйдет на сцену и просто помашет руками, а за кулисами опытный музыкант по-настоящему будет дирижировать оркестром. Позаниматься с мальчиком поручили дирижеру школы Темирлану Хосроеву. И он, позанимавшись с Тимуром, понял, что можно обойтись и без имитации. За две недели ученик выучил музыкальный фрагмент  из финала Пятой симфонии Чайковского. На концерте Тимур не просто махал руками, как было задумано, а действительно дирижировал.

 

- Хосроев был первым вашим педагогом. Чему он вас научил?

 

Тут юному дирижеру на помощь приходит его сегодняшний педагог, профессор и заслуженный артист России Анатолий Абрамович Левин:

 

- Тимур приехал в Москву профессионально подготовленным. Первый педагог привил ему очень правильные навыки, относящиеся к профессии, а не рассчитанные на внешний эффект. Главное чему он научил Тимура, правильно обращаться с оркестром.

 

 

 НОТЫ СДУЛО ВЕТРОМ, ПРИШЛОСЬ РАБОТАТЬ ПО ПАМЯТИ... 

 

- Тимур, а вы никогда не забывали тексты музыкальных произведений?

- Анатолий Абрамович приучил меня учить партитуры наизусть. И это меня однажды очень выручило.

 

 

 

Тольятти. 2009 г.

Мы были на концерте в Тольятти, который проходил в рамках фестиваля «Вечера на Волге» на берегу реки. Когда шла подготовка к выступлению, небо стало хмуриться, а к моменту нашего выхода разразилась гроза. Пришлось выступать под дождем. Кроме того, порывом ветра снесло с пультов все ноты. Вот тогда мне и пригодилось знание партитуры наизусть. Продержались мы довольно долго, несмотря на гром и молнии. Даже публика не хотела расходиться, сидела под дождем без зонтов. Люди были мокрые, но счастливые.

 

- Значит, крещение водой вы уже получили. А как обстоит с «огнем и медными трубами»?

- Мы не устроили пожара, когда играли «Прощальную симфонию» Гайдна. Она играется при свечах, и в финале музыканты, задувая свечи, покидают сцену по одному. «Прощальную» мы играли дважды: во Владикавказе и в Москве, в зале Гнесинки. В Москве, правда, нам запретили жечь свечи. Там просто постепенно приглушали свет.

 

- Пожарная охрана вторглась в замысел венского классика?

- Она не позволила ему нарушить правила противопожарной безопасности.

 

- Говорят, вы хотели не только дирижировать «Прощальной симфонией», но и играть в ней партию скрипки?

- А я и играл.

 

- Каким образом вам это удалось совместить?

- Раньше ведь оркестры играли без дирижеров, когда были камерными. Первая скрипка задавала темп и этого было достаточно. Поэтому я продирижировал, а в финале взял скрипку и закончил симфонию. (Скрипач в этом произведении последним задувает свечу).

 

- А на какой скрипке вы играли? Я читала, что несколько лет назад правительство Италии подарило вам скрипку из Кремоны, из города, где работали такие мастера, как Амати, Гварнери и Страдивари...

- Именно на ней и играл.

 

 

 ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР: ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА, ТРУБА... 

 

- А сейчас вы продолжаете свои уроки игры на фортепиано и скрипке?

- На фортепиано я, в любом случае, обязан заниматься, так как на всех отделениях музыкального колледжа при Московской консерватории, в котором я сейчас учусь, есть такой предмет. А скрипкой продолжаю заниматься факультативно. Она мне нужна, как дирижеру, чтобы лучше знать специфику струнных инструментов.

 

- А с трубой окончательно распрощались?

- Пока не знаю. Может быть, и к этому инструменту еще вернусь.

 

- Вас как-то назвали «человеком Осетии 2002 года» и самым маленьким дирижером большого оркестра?

- Да-а? – искренне удивляется Тимур, – А я и не знал. Впервые об этом слышу.

 

 

НЕ ТОЛЬКО ВОЗРАСТ ИГРАЕТ РОЛЬ... 

 

К разговору вновь присоединяется учитель.

 

- Такие случаи в истории были, - говорит Анатолий Абрамович. – Очень известна фамилия Ферерро. Мальчик начал дирижировать в детстве, гастролировал, как чудо-ребенок, и, действительно, очень хорошо дирижировал. А потом, когда вырос, стал очень известным дирижером и даже приезжал в Россию. Но его сгубило пристрастие к алкоголю, и он очень рано умер. Его воздействие на оркестр было магическим. Был и другой пример. Юный дирижер – Роберто Бенци, он снимался в фильмах «Призыв судьбы» и «Прелюдия славы». Как сейчас помню, он в фильме дирижировал «Прелюдами» Листа. На меня это произвело колоссальное впечатление. Но, когда вырос, стал очень средним дирижером...

 

- Это вы говорите в назидание Тимуру?

- Понимаете, все - в руках самого музыканта. Ну и Господа Бога, конечно.

  

ТИМУР ЗАНГИЕВ.15-летний дирижер с 10-летним стажем

После концерта. Тольятти, 2009 год.

 

- Тимур, а вы не боитесь взрослеть? Ведь, чем старше вы становитесь, тем быстрее пропадает очарование публики маленьким дирижером? Когда повзрослел Моцарт, интерес к нему, как к чудо-ребенку был утерян, и ему пришлось доказывать свою состоятельность иначе.

- (пауза) ...Я пока не думал об этом. В глубине души мне всегда хотелось надеяться, что не только мой возраст и невысокий рост играют роль...

 

Анатолий Абрамович:

- Когда пару лет назад Тимур интенсивно стал расти, очень вытянулся, возмужал и стал взрослым, я этому обрадовался. Потому что раньше был интерес к дирижеру не потому, что он интересный музыкант и талантливый дирижер, а потому что он такой маленький, а уже дирижирует. Я бы сказал, интерес был спекулятивным, не очень здоровым. Оценивать человека, в каком бы он возрасте ни был, нужно, прежде всего, по его абсолютным достижениям. 

 

- Тимур, многими ли произведениями вы дирижировали за восемь лет своей практики?

 

На этот вопрос вновь отвечает его учитель:

 

- Он продирижировал большим количеством произведений и с разными оркестрами, но я считаю, что при своих возможностях, Тимур мог бы изучить и включить в свой репертуар гораздо большее количество произведений. Этот моя основная к нему претензия.

  

Тимур – из музыкальной семьи. Мама Тимура - Инна Олеговна - работает концертмейстером в Московской музыкальной школе им. Лядова. На конкурсе концертмейстеров она вошла в пятерку лучших. Его бабушка – Эмма Адырхаева - заслуженный работник культуры России и замечательный педагог, преподает во Владикавказском музыкальном училище историю зарубежной музыки.

 

 - Скажите, Анатолий Абрамович, а с кем работать труднее – с юношей, окруженным музыкой с пеленок, или с человеком, у которого не было в роду музыкантов?

- Сложный вопрос. С одной стороны намного легче, если в твоей семье есть музыканты. Но если в семье есть выдающиеся музыканты, это – очень непросто. Трудно быть сыном Шостаковича. Не зря же говорят, что дети вряд ли могут повторить успех родителей. Но, очень надеюсь, что к Тимуру это не относится.

 

- Анатолий Абрамович, почему в Осетии такое количество дирижеров? Вероника Дударова, Валерий Гергиев, Туган Сохиев, подрастает очень перспективная молодежь...

- Я знаю, что велика сила примера. Особенно у маленького народа. Когда появляется представитель, выдающийся в какой-либо профессии, он сразу становится центром внимания и отношение к нему и его занятию немного иное. Ведь он этот маленький народ представляет в большом мире, и люди им гордятся. И его примеру стараются следовать.

Беседовала Лариса АЛЕКСЕЕВА

Фото: Андрей Холмов

 

Поделиться:
Комментариев: 4


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа