Кавказский Дуглас Фэрбенкс
4 июня 1897 года родился блестящий советский актёр немого кино Ладо (Владимир) Бестаев. Строгая американская критика называла осетина из Цхинвала «кавказским Дугласом Фэрбенксом». В СССР Бестаева тоже сравнивали с голливудской знаменитостью, причём сравнение было явно не в пользу последнего. Писали, что «Дуглас Фэрбенкс весь в тренировке, а Бестаев — сама природа!»
Сегодня Владимира (Лади) Бестаева называют одним из первых актёров советского немого кино. Ему было 18, когда он сыграл свою первую роль во французском кинофильме «Огнепоклонники». Это случилось ещё до революции — в 1915 году. Потом была роль в отечественном «Сыне гор» в 1921 году.
Настоящая слава пришла к Бестаеву в 1926 году с выходом в прокат фильма «Абрек Заур» режиссёра Бориса Михина. Успех первого советского боевика был грандиозным.
В многочисленных публикациях Бестаева называли яркой актёрской личностью, который даже в рамках бессловесной роли, смог создать цельный, богатый образ горца, защитника бесправных людей.
Картину показали во многих странах, о ней много писали. А Ладо Бестаева американская критика окрестила «кавказским Дугласом Фэрбенксом», отметив, что «он влетел в кинематограф лихим джигитом».
Отечественные же критики в противостоянии Фэрбенкс — Бестаев отдавали предпочтение талантливому осетину : «Фэрбенкс весь в тренировке, а Бестаев — сама природа!»
Киносценарист и литературовед Виктор Шкловский выразился еще проще:
«Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Фербенкса, ведь Бестаев — это ловкость пятипудового, сильного, красивого мужчины».
После «Абрека Заура»в карьере Ладо были главные роли в фильмах «Зелимхан», «Закон гор» , «Те, кто прозрел», «Дружба врагов». Актёрская карьера Бестаева завершилась с приходом в кино звука. Объяснение простое: талантливый актер-самородок говорил с сильным кавказским акцентом.
Владимир Бестаев прожил долгую жизнь. Умер 25 июня 1988 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
По мнению современных кинокритиков, при благоприятных обстоятельствах фильмы «Абрек Заур» и «Зелимхан» могли стать началом возникновения особого жанра — кавказского вестерна, поскольку «драматургическая насыщенность, острота характеров и бури страстей в жизни Кавказа не беднее почвы, на которой вестерн закрепился в США».