АГУНДА КУЛАЕВА: СЧАСТЛИВА, ЧТО В БОЛЬШОМ ЕСТЬ КУДА РАСТИ
Путь на оперный Олимп не был для нее легким. Обладательница великолепного меццо-сопрано после окончания Центра оперного пения Галины Вишневской прошла через десятки проб, девять лет пела в «Новой Опере» и на многих оперных площадках России и мира, прежде чем получила главное предложение – стать солисткой Большого театра. О том, каким стал для заслуженной артистки Северной Осетии Агунды КУЛАЕВОЙ первый год работы в самом именитом театре страны, о жизненных приоритетах и планах на будущее оперная прима рассказала в эксклюзивном интервью «Горцу».
Агунда Кулаева нетипично демократична для своего статуса: солистка Большого театра назначила встречу в саду Эрмитаж (рядом с театром «Новая Опера»), пришла вовремя, взяла зеленый чай с жасмином и присела на лавочку в беседке.
- Агунда, с началом нового сезона! Успели отдохнуть?
— Честно говоря – не совсем. Для меня прошлый сезон был непривычно долгим, он завершился только в конце июля. За это время, представляете – пять премьер, и из них три – на исторической сцене Большого театра! Это было ожидаемо, Большой обещал активно задействовать меня в постановках, но все-таки такое количество партий - серьезная нагрузка.
«Родители неохотно отпустили меня в музыку…»
— Ваши родители не торопились вводить вас в творческую сферу?
— Да, будучи вокалистами (отец – Елкан Кулаев, заслуженный артист России, мать – Ирина Кулаева, оперная певица - прим. авт.), они прекрасно понимали, как будет сложно. К тому же жили в другое время, когда конкуренция была настолько страшная, что могли просто за углом убить.
Моей маме в театре подсовывали в туфли лезвия, весь корсет усеивали иголками, чтобы навредить, и стреляли в нее. Родители хотели, чтобы у меня была земная профессия, которая бы кормила до старости.
— Но вы все-таки воспротивились…
— Конечно! Мы, сестра, брат и я, росли в окружении музыки, причем разной – и осетинской, и классической, и мы все трое пошли по вокальной стезе. Я, правда, пыталась свернуть в дирижерскую специальность, но вернулась к пению. Родители с этим смирились, поняли, что сопротивление бесполезно.
Мне кажется, что если бы меня сейчас увидел папа (Елкан Кулаев ушел из жизни в 2002 г. – прим. авт.) - он бы оценил то, что происходит. Когда-то я просила его помочь сделать фонограмму для участия в конкурсе «Утренняя звезда». Он отказал и добавил:
Если ты хочешь чего-то добиться - никогда не жди помощи от друзей и близких. Надейся только на себя!»
Это был мой главный жизненный урок. Я всего достигла своим трудом так же, как и он.
«Конкуренции больше нет...»
— Как складываются взаимоотношения в труппе?
— К счастью, времена изменились, и конкуренции, как таковой, нет. Есть такое понятие как стремление быть на уровне, только в этом случае тебя выберут. Все решает кастинг.
Приходят в театр режиссер и дирижер, им показывают всю труппу, они выбирают, потому что это их спектакль. Нужно просто быть постоянно в форме, причем во всех смыслах.
— На это уходит много сил?
— Все время. Даже когда я шла на это интервью от метро – слушала музыку. То есть я все время нахожусь в тренинге. Только не дома. Дома надеваю спортивные штаны, закручиваю волосы в пучок, и иду к плите или к детям, играть. А выходя из дома сразу начинаю заниматься.
— А вес как-то поддерживать приходится? Считается, что оперная певица должна быть полной, чтобы легче извлекать звук…
— Ну что вы! (смеется) Эту легенду придумали те самые полные и ленивые певицы, чтобы как-то оправдаться. Наоборот, это страшно мешает. Сейчас почти нет полных певиц. В наше время ни один режиссер, не выберет толстую певицу, просто потому, что мы идем по примеру Голливуда, чтобы картинка соответствовала образу. Конечно, если выразительная фактура не требуется для создания определённого образа! Наоборот, время от времени приходится сидеть на диетах.
«Я не могла бы выйти замуж не за певца...»
— Вы сами оперная певица и замужем за оперным певцом (тенором Алексеем Татаринцевым, солистом «Новой Оперы» - прим. авт.). Это усложняет жизнь?
— Нет, наоборот, помогает. Мы с ним сначала работали вместе, а потом уже поженились. Я бы никогда не выбрала человека не из моей сферы. Боже мой, выйти замуж не за вокалиста – это невозможно! Я должна дышать одним воздухом с человеком, который рядом со мной спит, иначе он меня не поймет. Не поймет, почему я напряжена, почему мне нельзя разговаривать, нервничать перед спектаклем, почему нельзя варить супы, мыть полы…
— Кстати, почему?
— У нас негласно возникла традиция, что в день спектакля тот, у кого спектакль, отдыхает, а другой готовит завтрак, отправляет детей в садик и школу, берет на себя всю домашнюю работу. Вокалист в этот день настраивается.
Агунда Кулаева с мужем, тенором Алексеем Татаринцевым
— Вам удается полноценно уделять время и семье, и работе?
— Честно говоря, я не карьеристка, для меня профессия всегда была на втором месте, и когда она вышла на первый план в прошлом сезоне – меня это немножко напрягло. Время распределено, скажем так, 50/50. Я профессионал, и заинтересована в том, чтобы делать свое дело качественно и хорошо. Но остальные 50 % - это мои дети, моя семья.
— Не боитесь, в свою очередь, что дети пойдут по вашим стопам?
— Не боюсь! В отличие от родителей я считаю, что нужно дать начальное музыкальное образование. Мы очень близки к детям душевно и для нас важно, чтобы они понимали, чем мы живём и занимаемся. Если потом не пойдут в музыку – настаивать не буду. Много от них не требую: есть небольшие успехи – и достаточно. Но 5 классов они должны закончить!
«Опера – консервативный жанр…»
— Давайте вернемся к профессии. Какие выступления вы предпочитаете – концертные или костюмированные?
— Конечно, концертные! Точнее полуконцертные, когда ты действуешь в пределах одной декорации, можешь договориться с партнером куда и как перейти, и что делать. Я там сама себе хозяин, ставлю свой спектакль прямо на сцене. Как мы знаем, режиссер – главный враг вокалиста. Это шутка, конечно, но все же…
Знаете, есть такой анекдот: вокалист после двухмесячной репетиции вышел на сцену и сыграл совершенно не то, что поставил режиссер. Режиссер подбегает и кричит – как так, что это, почему, мы с тобой столько работали! А вокалист ему отвечает: "Уважаемый режиссер, я вам не мешал два месяца работать, а теперь вы не мешайте мне петь". (Смеется). А если серьезно – то взгляды режиссера и вокалиста действительно часто расходятся.
«Царская невеста» в Большом. Лыков - Богдан Волков, Собакин – Владимир Маторин, Любаша - Агунда Кулаева и дирижер Геннадий Рождественский
— Как относитесь к современным экспериментам в опере?
— Я предпочитаю классику. Опера - это консервативный жанр и все попытки дирижеров и режиссеров осовременить оперу приводят, как правило, не к успеху. Жанр должен развиваться, наполняться новой кровью, но он не должен изменяться. Когда идет, например, Аида, действие происходит во времена владычества фараонов, а там ходят в камуфляжах с пистолетами – это не очень понятно. Хотя многим это нравится. Но приходя в Большой, человек должен посмотреть классическую оперу, мне кажется. Есть театры, в которых можно экспериментировать, «Новая опера» из них, но в целом, опера – неподходящий жанр для экспериментов. Все написано в партитуре – где, когда и как развивается действие. Радикальные изменения – это неуважение к композитору.
«Кармен» в Большом. Эскамильо - Эльчин Азизов, Кармен - Агунда Кулаева и Главный дирижер Большого театра Туган Сохиев
— Костюмы, в которых приходится играть, любите?
— Все свои костюмы обожаю. Единственный спектакль я отказалась петь из-за того, что там надо ходить в пачке. Я сказала: «В пачке не пойду!». В том же спектакле требовалось изобразить имитацию полового акта… Вот это уж точно не для меня!
«Гастроли отобрали у меня чувство дома…»
— Ваша профессия предполагает постоянные разъезды. Вам это нравится?
— Гастроли я люблю, но при этом ненавижу гостиницы и ходить по ресторанам. Все мое детство прошло в ресторанах и гостиницах, меня постоянно дергали со школы, отрывали от друзей, и эта гастрольная жизнь отобрала у меня ощущение дома. При этом обожаю путешествия, это неотъемлемая часть моего характера. Если я больше месяца нахожусь в Москве, то начинаю себя немного неуютно чувствовать и даже нервничать – хочется поехать хоть куда-нибудь, чтобы сменить обстановку.
Лондон – мой фаворит, я никогда не думала, что он произведет на меня такое ошеломляющее впечатление, очень нравится в Италию приезжать, потому что там все близко по темпераменту, хороший сервис, люди прекрасные. В Париж люблю ездить с супругом и ходить там по любимым местам. В Париже у меня также был потрясающий успех с «Царской невестой». В Европу мы чаще всего ездим с русскими спектаклями «Князем Игорем» и «Царской невестой». Пели еще в Нью-Йорке, Вене, Париже, Лондоне, Гонконге, Сеуле. Везде прекрасно принимали. Это тем более приятно, что это наши оперы.
"Самое сложное - совмещать семейное счастье и карьерный рост". Агунда Кулаева с детьми
— Ваш райдер?
— Райдер прост – я летаю только известными авиалиниями и прямыми рейсами, так как волнуюсь за свою безопасность, но бизнес-класс не требую. Еще прошу воду и фрукты. Все. И в последнее время стала просить помочь мне погладить платья – их я беру с собой как минимум три. В двух выступаю – и одно на всякий случай, так боюсь за молнию.
— Любая карьера имеет успехи провалы. Какие были у вас?
— Провал – это когда в тебя кидают помидорами. Такого, слава Богу, никогда не было. Лично для меня провал – это когда открываешь рот, а оттуда ни- че-го! Такой ужас я испытала только один раз, на оркестровой репетиции в Новосибирске. Слава Богу, у меня тогда хватило мудрости не петь спектакль и не поймать помидоры!
Как-то я пела Кармен в пять с половиной месяцев беременности в том же Новосибирске – считаю, это было неудачное выступление. Я еле двигалась, не танцевала, естественно, у меня было пузико. Но отзывы почему-то были прекрасные. Я прочла их и подумала: «Боже, как я, оказывается, прекрасно спела!» (смеется). А успех… был неожиданный. Это было в Нью-Йорке, я проснулась утром в отеле и на ресепшене увидела кучу газет с собственной огромной фотографией на первой странице в «The New York Times». Была в шоке и не верила своим глазам.
«Я мечтала спеть Эболи…»
— Сейчас вы на вершине. Куда развиваться, будучи солисткой главной оперной площадки страны?
— Я ловила себя на этой мысли. Дальше стоит развиваться в плане репертуара, и я счастлива, что в Большом театре есть куда расти. Репертуарный план театра весьма богат разными проектами в которых мне есть что петь. Каждый театр, глядя на тех вокалистов, которые есть у них в штате, строит планы на будущие сезоны.
В «Новой опере» за 9 лет работы на меня не поставили ни одного спектакля, а в Большом сразу поставили «Кармен». В «Царской невесте» я исполнила Любашу. В этом же году была партия Снежной королевы в «История Кая и Герды», Полина в «Пиковой даме», Кончаковна в «Князе Игоре», партия Кармен, и, конечно, Эболи в «Доне Карлосе»… Эболи - это, пожалуй, самая желанная партия!
«История Кая и Герды». Снежная королева – Агунда Кулаева. Большой театр
— Есть ли то, что еще хочется сделать?
— "Самсон и Далила". Далила – это моя мечта! Очень интересный женский образ и потрясающе красивая музыка. Если меня где-то пригласят – я всё брошу и поеду, потому что в России ее нигде не ставят.
< Большой театр. После спектакля "Дон Карлос"
— Агунда, недавно вы съездили в Осетию…
— Да, и не просто съездили, а с мужем дали огромный сольный концерт на три часа во Владикавказе, в театре оперы и балета. Нас пригласила Лариса Гергиева на свой фестиваль. И нам дали звания заслуженных артистов Северной Осетии.
— Поедете еще?
— Желание не иссякает, так как это моя родина, там работали и продолжают работать все члены моей семьи! Публика так принимала, очень тепло, они с первого номера кричали и скандировали. Обычно приходится разогревать, а тут сразу же крики браво! Мой муж на русском баяне сыграл осетинскую песню, которую мой папа сочинил, и вызвал абсолютный успех.
— Сами на осетинском будете петь?
— Да, я даже планирую большой концерт с Булатом Газдановым и хотя бы одно отделение осетинских песен. Хочу привлечь и еще исполнителей, в том числе моего родного брата, и других певцов. Главное, чтобы эти планы осуществились!
Беседовала Антонина СИДОРОВА
Фото: личный архив Агунды Кулаевой, www.bolshoi.ru/
Джузеппе Верди. Реквием
Солисты: Вероника Джиоева (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Николай Диденко (бас)
Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония"
Дирижер - Сергей Кондрашев
Академический Большой хор «Мастера хорового пения»
Художественный руководитель - заслуженный деятель искусств России, профессор Лев КонторовичМосковский Международный Дом Музыки, Светлановский зал. 23.10.2011