19 марта 2019 года умер Марлен Хуциев
Марлен Хуциев. «Маркс плюс Ленин отечественного кино». Великий режиссер. Философ. Поэт, наделенный даром чувствовать и выражать время. Снятые им фильмы можно пересчитать по пальцам. Но даже если б он снял всего один фильм – "Застава Ильича", его все равно считали бы классиком. Ведь этот один фильм, искалеченный цензурой вплоть до названия, все равно стал символом эпохи. Киноманифестом оттепели, знаменем шестидесятничества.
«Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича» («Мне 20 лет»), «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие», «Бесконечность», «И все-таки я верю»... Его последней - незавершенной работой стала драма «Невечерняя». Картина о встречах Толстого и Чехова.
Он снял не так много — 11 фильмов. Однако этого хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа. Картины Хуциева отражали эпоху, но в них не было привычной для советского времени пропаганды. Режиссера интересовали простые люди и их драмы, столкновение навязанных идеалов с реальностью.
Первое полнометражное художественное кино Марлена Хуциева "Весна на Заречной улице" стало поистине народным, открыло дорогу на экран Николаю Рыбникову и обозначило новый взгляд на производственную тему в советском кинематографе. Фильм посмотрели 30 миллионов зрителей, а Хуциев получил приз на Фестивале молодежи и студентов в Москве и прозвище "Мартенович" – герои работали в горячем цехе.
Не стала проходной и картина "Два Федора" с Василием Шукшиным. А потом случилась "Застава Ильича" – этап для режиссера, этап для советского кино, критика Хрущева, жестокости цензуры, не смирявшейся с конфликтом поколений в стране, где не может быть таких конфликтов.
Когда «Заставу Ильича» посмотрел режиссер Михаил Ромм, он сказал Хуциеву: «Марлен, вы оправдали свою жизнь».