В Санкт-Петербурге появилась витрина, которая с легкостью может войти в историю города, как самое дорогостоящее украшение продуктового магазина. Мировая звезда, художник, скульптор и сценограф Михаил Шемякин поучаствовал в новогоднем преображении знаменитого Елисеевского магазина.
Михаил Шемякин к Новому году подарил персонажей Гофмана каждому маленькому петербуржцу. За витриной Елисеевского гастронома на Невском проспекте знаменитый художник поселил героев волшебного "Щелкунчика". Прекрасные и ужасные, они смеются и танцуют, увлекая своим "продуктовым хороводом" не только детвору, но и взрослых, оказавшихся в эти предновогодние дни рядом с витриной. Почему "продуктовым"? По замыслу автора сказочный мышиный король и его свита предстают за стеклом кто с сосиской в лапе, кто с сырной головкой за плечами, кто с мешком, наполненным копченостями и другими деликатесами.
В отличие от одноименного оперного спектакля, который Шемякин оформил несколько лет назад в Мариинском театре, персонажи "Щелкунчика" с Невского проспекта более гротескны, но и более доброжелательны. Может, как раз потому, что живут в витрине магазина, а не в темном закулисье театрального зала, откуда они не так уж часто выходят в свет рампы?
Для Михаила Шемякина, художника с мировым именем, чьи работы выставлены в крупнейших музеях по обе стороны океана, решение "поработать на витрину", безусловно, смелое. Впрочем, художник известен тем, что не гнушается никакой работой, считая, что неинтересным может быть исполнение, а не сам заказ. К тому же во Франции, где живет Михаил Михайлович, оформление витрин давно считается таким же искусством, как, например, и сценография.
«Есть художники, которые говорят, что витрина не мой уровень. Но учитывая, что я начал свою художественную карьеру с городской помойки, для меня витрина — это очень почетное занятие. „Елисеевский“ мне давно знаком с детских лет. Когда я приезжал в Россию, бывал с бабушкой в этом магазине. А в соседней двери в Театре комедии долгие годы работала моя мама. Так что место для меня священное и историческое,- говорит Шемякин. - Меня пригласили оформлять витрину. Оказали мне полное доверие. Ведь они обратились к Шемякину. Если вы обратитесь к любому художнику, вам напекут пирогов, завалят витрину кустодиевщиной. Мои персонажи проверены. Ведь детей сегодня ничем не напугаешь. В сравнении с тем, что они видят по телевизору или в компьютерных играх».
Персонажи Шемякина — сказочные и забавные игрушки. Никакого бунтарства в них нет. По словам художника, ему хотелось сделать какой-то подарок к Новому году. А учитывая, что не все дети могут попасть на балет „Щелкунчик“, который они хотели бы увидеть, то хотя бы фрагмент сказочного „Конфетеринбурга“ они увидят, проходя по Невскому проспекту».
"В принципе, витрина - это маленький театр, - передают слова Шемякина, не сумевшего приехать на открытие первого у него вернисажа за стеклом торгового зала, сотрудники его питерского фонда. - Можно было бы, конечно, украсить витрину и пирогами. Но в Новый год всем хочется сказки. Это мой подарок горожанам, прежде всего маленьким".
Критики Михаил Шемякин не боится. Расхожей формуле «Всем нравиться не надо» предпочитает другую: «Если отвечаешь за свою работу и знаешь, что сделал ее на должном уровне, будь спокоен».
Добавим, что над заказом, поступившим из питерского Елисеевского гастронома, художник работал около полугода. Каких-то особых условий заказчик ему не ставил. Требовалось только, чтобы была заполнена вся большая витрина, а сквозь нее непременно виден торговый зал. Шемякин сделал несколько эскизов. Помимо "Щелкунчика" были также городские мотивы - с каретами, дворцами, вельможами. Но победили персонажи из сказки Гофмана, больше всего подходящие к красочному и, конечно, волшебному, новогоднему празднику.
Изготовили механические фигуры инженеры из Великобритании. Со сменой "декораций к деликатесам", чей срок жизни обычно короток, в гастрономе на этот раз спешить не будут.
Федеральный познавательный журнал «Горец»
Для тех, кто любит высоту