Сегодня любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Достаточно получить турецкую спецвизу или купить туристическую путёвку. А в давние времена даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным.
Причина отыскивается в библейском сказании о Всемирном потопе. Вернее в некоторых переводах Библии на армянский, согласно которым ковчег Ноя остановился на горе Масис, то есть на Арарате.
По словам естествоиспытателя Джеймса Брайса, невозможность достичь вершины Арарата была «почти частью вероучения армянской церкви». Якобы Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Правда, Библейская энциклопедия Брокгауза утверждает, что ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.
Как бы то ни было, первое восхождение на западную - наиболее высокую (5 156 м) вершину двуглавого Арарата, произошло только в 1829 года 9 октября (27 сентября по ст. ст.). Группу первопроходцев возглавлял 62-летний академик Петербургской академии наук Егор Иванович (Иоганн Фридрих) Паррот, русский физик немецкого происхождения, с 1800 года работавший в России.
Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник 24-летний Хачатур Абовян, будущий основоположник новой армянской литературы, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Аргури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян.
Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата, - писал Паррот. - Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»
Случилось это через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи.
Читайте также: