В Санкт-Петербурге в Российском этнографическом музее (РЭМ) завершилась выставка «Черкесские предания». Экспозицию составили работы современных художников Кабардино-Балкарии и уникальный экспонаты из собрания РЭМ, поднесенные в дар императорской семье во время путешествия в Кабарду в 1888 году.
По рассказам организаторов, башлык и бурка, подаренные императрице Марии Феодоровне в Кабарде, удивительным образом повлияли на моду, особенно детскую. Появившиеся в конце XIX века девические пальто с башлычками, оказывается, корнями оттуда. Но главным на выставке были не старинные костюмы, а их современная интерпретация в исполнении талантливых мастеров из Кабардино-Балкарии Мадины Саральп и Вячеслава Мастафова.
Художник Вячеслав Мастафов развивает традиции народных промыслов, использует аутентичные технологии изготовления самых разных вещей — кабардинских сёдел, одежды, украшений и оружия, знает толк даже в совершенно женском ремесле — шитье золотом. Два мужских костюма и один женский работы Мастафова, по мнению второго участника выставки, художника-модельера Мадины Саральп, были «стартовой точкой» экспозиции.
Сама Мадина, уверенно развивает традиции народного костюма. Созданные ею платья — одновременно и роскошные, и скромные, и, несмотря на традиционный покрой, веяние современности в них чувствуется. Конечно, не будучи знатоком традиционного адыгского платья, трудно уловить, где тут традиция, а где современность.
«Я ввожу вышивку бисером, гладью, чего раньше не было — вышивка была только золотая, - говорит Саральп, - Довольно широко использую кружево — такого тоже раньше не было. Европейское платье влияет, конечно, на наше эстетическое восприятие, но существуют вещи, с которыми нельзя заигрывать, структура не должна меняться, иначе это уже не этническое платье. Есть базовые вещи — подчеркнутая талия, свободный низ. Не допускается смешение трех цветов, не больше двух. Можно ввести третий цвет, но только тонально близкий».
По мнению известного петербургского историка Якова Гордина, который много лет занимается историей российско-кавказских отношений, в 19 веке случилась трагическая ошибка - разрушение цивилизации, которая могла бы обогатить русскую культуру: «Когда смотришь на эту красоту, понимаешь, почему русские офицеры уважали кавказцев, с которыми воевали».
Мадина Саральп добавляет: «Я попыталась создать недостающее звено, представить, что бы было, если бы не было войн, революции…».