Увеличить/уменьшить шрифт
АКТЕР ПО ИМЕНИ БАКУ
19 апреля 2011 | Автор: Ровшан АСКЕРОВ
«И Самарканд, и Бухару отдам за родинку одну…» – признавался в своих чувствах к ширазской тюрчанке великий Хафиз. Любовь к городу может быть не менее трепетной, чем страсть к нежной пери. И пламя большого чувства способно вспыхнуть при виде родинки-площади, морщинки-улочки, завитка локона-набережной. А бывает так, что интерес к городу разогрет заранее и дровишек в огонь подбросили киношники.
БАКУ НА КАРТЕ «БОНДИАНЫ»
Так, в скромную марокканскую Касабланку едут лишь за тем, чтобы найти знаменитое кафе мсье Рика, в котором разыгралась оскароносная сцена встречи героев Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман в одноименном городу фильме.
А в скучнейшем швейцарском Берне туристы из России с удивительным упорством ищут легендарную, вошедшую даже в анекдоты Блюмен-штрассе (Цветочную улицу).
А в скучнейшем швейцарском Берне туристы из России с удивительным упорством ищут легендарную, вошедшую даже в анекдоты Блюмен-штрассе (Цветочную улицу).
Вот поди объясни местным старожилам, что эта неказистая мостовая стала для миллионов любителей фильма «Семнадцать мгновений весны» сценой высочайшего акта героизма скромного берлинского профессора Плейшнера. А мы путешествуем по киношному Баку. Баку – удивительно киногеничный город. Ему подошли и восточный тюрбан, и европейский цилиндр.
В железнозанавесные советские времена в отечественном кинематографе «дежурной» по загранице считалась Прибалтика, в крайнем случае, западная Украина. Шерлок Холмс-Ливанов с Ватсоном-Соломиным прогуливались по старой Риге-Лондону. Плейшнер искал Цветочную улицу в Таллине-Берне. Париж д'Артаньяна-Боярского – это Львов. А вот Баку выпало играть не только Азию – вспомним «Тегеран-43», но и далекий Запад. Буэнос-Айрес из «Человека-амфибии» снимался тоже на улочках средневекового Баку.
Приезжали в Баку и современные звезды мирового кино. Внимательные зрители бондианы помнят, что на тех же кривых улицах, где заблудился в свое время Гена Казадоев, боролся с мировым злом легендарный агент 007 с лицом Пирса Броснана. Он соблазнял в Баку красавицу Софи Марсо в серии «Завтра никогда не умрет». Так что на огромной карте мировой Бондианы есть и бакинские мотивы.
«ШЬЕРТ ПОБЬЕРИ» НА МАЛОЙ КРЕПОСТНОЙ…
Кадры из к/ф «Тегеран-43», «Человек-амфибия» и «Бриллиантовая рука» |
Ну, а старожилы отечественного киноцеха до сих пор не могут простить Леониду Иовичу Гайдаю своего горького разочарования. В 1968 г. они всеми правдами и неправдами рвались в группу к режиссеру, ожидая загранпоездки на натуру. А экономный маэстро принял мудрое решение поберечь валюту и отправился… Правильно, в Баку снимать «Бриллиантовую руку».
Конечно, в Стамбуле полным-полно рыбных улочек и рыбных базаров, нет числа роскошным рыбным ресторанам. Но, черт побери! – вот уже 40 лет самая известная Рыбная улица этого города пролегает вдоль крепостной стены XII в. и точь-в-точь повторяет изгибы Малой Крепостной улицы Баку.
Во время съемок «Бриллиантовой руки» по мановению режиссерской руки Леонида Гайдая отрезок Малой Крепостной превращался в Стамбул. Удивительно, но Малая Крепостная сохранила и через годы свою любовь к дальним берегам. Гайдай лишь услышал иноземного гения места.
Спустя четыре десятилетия на этой самой улице появился кусочек иной заграницы, уже всамделишной, а не кинематографической. Тремястами метрами ниже точки падения Семен Семеныча Горбункова расположилось Посольство Итальянской Республики. Не Турция, но тоже Средиземноморская держава.
Спросите любого бакинца, и он ответит: если идти по этой забирающей влево улочке вниз и миновать здание итальянского посольства, то в результате вы упретесь в многокупольный ансамбль старых бань, ныне переделанный под «Зеленую Аптеку», предлагающую страждущим лекарственные дары природы.
А 40 лет назад самым знаменитым лечебным заведением на этой улице была аптека «Чиканук», в которой промышляли два контрабандиста с лицами, похожими на актеров Леонида Каневского и Григория Шпигеля. Так, заграница и аптека все-таки остались на Малой Крепостной и после отъезда съемочной группы Гайдая.
И вы скажете, что мэтр не был волшебником? А как иначе назвать человека, который подарил городу удивительный аттракцион под открытым небом?
"Шьерт побьери" на Малой Крепостной в исполнении туристов
Знали бы вы, сколько туристов радостно плюхались тут на горячий летний бакинский асфальт под объективы любительских фото-и видеокамер с сакраментальным «шьерт побьери!». В Баку так просто стать кинозвездой!
…И «ЦИГЕЛЬ-ЦИГЕЛЬ, АЙ ЛЮ-ЛЮ» НА УЛОЧКЕ САБИРА
Из какой бы точки бывшего Советского Союза – от Магадана до Калининграда – ни приехали к бакинцу друзья, они непременно попросят: «А теперь своди нас туда, где Никулин падал в “Бриллиантовой руке”!». Любители же «клубнички» обязательно прогуляются к еще одной памятной двери, над которой не висит мемориальная табличка, но которая также прославлена фильмом Гайдая.
На улочке Сабира внутри старого города Ичери Шяхяр до сих пор всем желающим показывают место, где стояла рыжеволосая Виктория Островская, изображавшая падшую женщину Стамбула. Не каждой актрисе повезет оставить после себя в благодарной памяти кинозрителя крылатую фразу. «Цигель-цигель, ай-лю-лю» в исполнении Островской и сегодня популярнее многих монологов ее однофамильца-драматурга.
Семь городов спорят за право именоваться родиной Гомера? Это детские шалости по сравнению со страстью, с которой три двери на улочке Сабира в Баку отстаивают право носить звание киноворот, через которые бывшая актриса сызранского театра, бывший диспетчер на автобазе, а ныне – инструктор по аэробике Виктория Островская навсегда вошла в искусство.
Вам могут сказать, что Гайдай понятен только соотечественнику. Что за границей его работы неактуальны и не смешны. Не верьте, это ложь! Вот что писала французская пресса после показа «Бриллиантовой руки» в Париже:
Если не знать, что фильм советский – ни за что не догадаешься: пальмы, море, Лазурный берег, курорт… Весь фильм запросто мог быть немым, с одной только музыкой. Все понятно без слов. Как у Чаплина. Диалоги почти излишни… А самое сильное впечатление – когда кончилась первая часть».
Что ж, в этих словах, кроме признания гения режиссера и таланта актеров, есть и дань уважения городу, который явил миру чудеса перевоплощения и всего двумя своими улицами сумел покорить сердца киноманов.
Ночной Баку
А сколько их, таких черточек-улочек, за которые стоит любить Баку и ради которых стоит приехать в город у моря? И не только с видеокамерой. И, кстати, по-азербайджански название Малой Крепостной улицы звучит Кичик Гала кючяси. «Гала» – «праздник», если по-французски, вот такие бывают странные сближения. Вот почему здесь черпают вдохновение настоящие художники. Гала в Баку – это праздник, который всегда с тобой.
Текст: Ровшан АСКЕРОВ. Фото: Светлана САННИКОВА
Поделиться: