В июле 1969 года в горах Кавказа разбился вертолет со Станиславом Говорухиным. Вертолет разлетелся на куски, шансов выжить не было, но случилось чудо. «В тот день судьба подарила мне вторую жизнь. Я стараюсь прожить ее не зря», - рассказывал потом режиссер, чьи фильмы знает и любит не одно поколение. Вторая жизнь последнего киноромантика российского кино продлилась 49 лет. Сегодня она оборвалась.
Его 82 лет хватило бы на несколько биографий: геолог, публицист, политик, художник, сценарист и актёр. Режиссура, говорил он, это всего лишь одно из увлечений. Тем не менее, его фильмы помнятся до кадра, персонажи стали народными героями, а сам народ заговорил фразами из говорухинского кино.
Возьмите хоть "Место встречи изменить нельзя": "Это только ты умный, а я так, погулять вышел!", "А теперь Горбатый! Я сказал – Горбатый". Сентенция же "Вор должен сидеть в тюрьме!" оказалась так хороша, что служила аргументом в политических спорах и 20 лет спустя.
Живут в политике и в образной речи и названия документальных фильмов Говорухина. Именно он рассказал о "России, которую мы потеряли" и твердо заявил: "Так жить нельзя".
Детство в маленьком городке Тетюши, потом в Казани без отца, сгинувшего в 37-м, не предвещало киношной карьеры. Одна уборная на 9 бараков, война, голод… Мать изо всех сил хотела дать детям образование, и Станислав выучился на геолога.
С призванием он столкнулся однажды на улице – шел мимо, снимали кино. И Говорухин пропал! Вернее, нашелся: закончил ВГИК, попал на Одесскую киностудию, приступил к съемкам "Вертикали", встретил лучшего друга – Владимира Высоцкого, который написал для их общей "Вертикали", это, вечное:
Так оставьте, ненужные споры.
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
«Вертикаль», "Десять негритят", "Дети капитана Гранта", "Приключения Тома Сойера", фильм о "Робинзоне Крузо", "Ворошиловский стрелок", и конечно "Место встречи изменить нельзя"… Это далеко не полный перечень картин Говорухина, а есть еще и актерские работы. Как, например, перестроечная "Асса", где Говорухин сыграл обаятельного злодея.
Главный принцип режиссера Станислава Говорухина - снимать кино для зрителей. Неистребимый романтизм, чувство свободы, радость жизни несмотря ни на что - вот так герои его картин обретали всенародную любовь.
Режиссер Юрий Кара:
— Это огромная потеря и для нашей культуры, которую он возглавлял в качестве председателя Комитета по культуре Государственной Думы. Потому что он очень вдумчиво, мудро помогал и направлял все, что было у нас в стране. Был очень доброжелательным, замечательным человеком, всегда любого выслушивал, помогал. Конечно, нам будет очень не хватать его. К сожалению, такие люди уходят, это корневая основа нашей страны. Очень жаль.
Режиссер Юрий Грымов:
— Говорухин – это один из ярких людей уходящей эпохи, великой эпохи кинематографа, когда кино было ближе к искусству, а не ближе к фастфуду. Поэтому это большая утрата. Человек с характером, это редкость сегодня, человек с позицией, большой художник. У него есть мне любимое кино «Вертикаль». Я считаю, что это грандиозное кино. Сам Говорухин – это большая грандиозная фигура российского кинематографа.
Режиссер Алексей Учитель:
— Станислав Говорухин был уникальным человеком. И дело даже не только в его замечательных фильмах, его непохожести ни на кого. В нем были гармония и твердость, он заставлял себя уважать практически всех. Я не знаю человека, который бы сказал про него гадость
Светлая память…