«Трагедия в углу» развернулась в Москве во всем своем масшта
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

Москва

«Трагедия в углу» развернулась в Москве во всем своем масштабе

25 апреля 2018 | Автор: Ида ДОНАТИ
23610
15
-

«Трагедия в углу» развернулась в Москве во всем своем масштабе


24 апреля в Музее Москвы открылась выставка «Трагедия в углу», объединяющая работы 34-х самых ярких молодых художников из 14-ти регионов России от Владикавказа до Владивостока. Это поколение родившихся в СССР или в 1990-е, которое обладает неповторимым опытом жизни на сломе трех эпох и рассказывает об этом опыте в масштабных инсталляциях, сериях картин, фотографиях и видео. 

 

Название проекта - цитата из пушкинского «Евгения Онегина». Участники выставки исследуют через собственное творчество бесконечный поиск и мытарства, проблему героизма на краю, которая, по словам кураторов остросоциального выставочного проекта, является классической для русской культуры: от усадебной жизни до каторги, или пафоса освоения новых земель и поднятия целины. Как быть художником, базирующимся где-то в глубине этих огромных пространств? Как преодолевать эту трагедию «отчужденности»? Как протянуть нити через все точки на карте, оставаясь там, где ты был, есть, будешь, но не чувствуя себя при этом на отшибе, на краю, забитым в угол собственного бессилия?

 

Экспозиция демонстрирует некий срез, где каждый круг, обозначенный другим цветом, настроением, характером,  еще одно «Я» на художественной карте России, где каждое высказывание - это смесь каких угодно эмоций, но с вкраплением надежды. Здесь много жесткой иронии, но есть место для лиризма и печали, размышлений и попыток преодолеть горизонты, границы, отчуждение. Таким пронзительным общим голосом предстает перед зрителями выставка, которая экспонируется до 20 мая в Музее Москвы.

 

— Поиск единства между частными случаями, людьми и историями, раскрытие границ есть во всех проектах художников, и этим поиском заряжен весь проект «Трагедия в углу». Есть границы не территориальное, а границы между миром успеха и миром, бессловесным для «хозяев жизни, - говорит художник и куратор проекта Диана Мачулина.

 

Северный Кавказ представлен на выставке работами художников из Владикавказа и Грозного.

 

Художница Анна Кабисова представила на выставке своей проект «Вчера было теплее, чем сегодня».

 

Алиса Гокоева «Безумству храбрых пою я песню» 

Анна Кабисова 

«Вчера было теплее, чем сегодня»

 

— Мой интерес к теме осетино-грузинских отношений обусловлен любовью к грузинской культуре, возникшей благодаря книгам, кинематографу, живописи, дружбе с грузинами, живущими во Владикавказе. Мне всегда было больно слышать, когда та или другая сторона проявляла ненависть по отношению друг к другу, но все же - больше было любви, понимания того, что войны развязывают политики, а страдают простые люди. Об этих людях я и решила сделать проект и дать им слово, услышать, что они думают о непростых отношениях двух народов, как повлиял конфликт на их жизни и что они хотят пожелать друг другу, - отмечает Анна.

 

Проект концептуально основан на том красноречивом факте, что на территории Осетии в настоящее время проживает около десяти тысяч грузин, а на территории Грузии - тридцать тысяч осетин. «Что без лишних слов доказывает истину глубинных связей двух народов», - уточняет автор.

 

Помимо портретов, частью экспозиции стали документальные монологи участников проекта, которые добавляют объем и глубину безмолвному высказыванию фотографии, архивные снимки из семейных коллекций, видеоинтервью и фотопортреты добровольцев Южной Осетии, которые защищали республику в 90-е и 2000-е годы, а также пейзажи современного Цхинвала.

 

Простые, светлые лица, простые истории, простая жизнь - что еще нужно, чтобы подключиться?

 

Проект Евгения Иванова «Туризм печали» посвящен Кармадону. Художником использована технология панорамной съемки на 360 градусов во всех направлениях.

 

Евгений Иванов «Туризм печали»

Евгений Иванов

«Туризм печали»

 

— Стоя на полу выставочного зала, мы в то же время стоим на месте, где еще недавно лежала 150-метровая толща льда, камней и снега и до сих пор остались части автомобиля - возможно, того, что принадлежал съемочной группе Сергея Бодрова, - говорит о проекте Иванова куратор выставки.

 

Невероятные по красоте пейзажи пронизаны печалью и тишиной, будто 15 лет назад в одночасье был перейден некий рубеж, за которым никогда не будет места радости, веселью, смеху. Есть только пугающая мощь, что-то неуловимо-гнетущее и прекрасное одновременно. К этим чувствам сложно подобрать слова. Для каждого они о чем-то своем, личном, вечном, неизбывном. Как для Евгения Иванова неизбывна притягательность этого места, куда он возвращается снова и снова, чтобы найти еще одну грань, отснять еще один кадр, понять что-то еще.

 

Анна Кабисова «Вчера было теплее, чем сегодня»

Алиса Гокоева

«Безумству храбрых пою я песню»

 

Трагедии Кармадона посвящена и работа Алисы Гокоевой «Безумству храбрых пою я песню». Хотя, если сказать точнее, проект не о месте, а о людях, которых это место изменило, которые это место изменяли, не смотря на свои скромные физические возможности, пытаясь победить, преодолеть, найти осколки собственных надежд. Героями проекта стали участники спасательной операции, которые провели несколько лет, воюя с ледником, мощью и безжалостностью стихии.

 

— Несколько лет продлилась беспрецедентная спасательная операция, объединившая добровольцев и родственников пропавших без вести людей. Это история о них - совершенно разных людях, сплоченных общим горем и общей мечтой - найти своих родных. Живыми. - говорит о своем проекте художница.

 

Стас Харин, еще один художник из Северной Осетии-Алании, представил на выставке проект «Орджоникидзе - звезда моя» - свой личный взгляд на ушедшую эпоху, использовав для этого предметы быта – детали советского прошлого. Значки, кухонная терка, кисти от парадных бархатных занавесей времен СССР становятся для художника отправной точкой, но в какую сторону пойдет разговор, каким неожиданным образом повернется и «какими глазами» посмотрит на тебя в следующее мгновение - это уже собственные переживания и открытия зрителя.

 

Стас Харин  «Орджоникидзе - звезда моя»

Стас Харин  

«Орджоникидзе - звезда моя»

 

У куратора выставки проект Харина вызывает однозначную ассоциацию. По мнению Мачулиной, в  «Орджоникидзе - звезда моя» художник "выглядит наследником одного из направлений советского андеграунда - соц-арта".

 

 

На выставке также можно увидеть работы художников из Грозного. Два видео из серии «Руки» Заурбека Цугаева и его же проект «Вайнахский альбом» - оцифрованная коллекция снимков из архивов семей, которые смогли сохранить фотографии периода войны. Проект «ГрозНИИ» другого его соотечественника Магомеда Хадисова - это парадоксальная красота руин, незаживающих ран старого заброшенного здания; дорисованные нашим воображением истории о предметах и призраках, населяющих здание ГрозНИИ, разрушенного прошедшей войной.

 

Остросоциальный выставочный проект «Трагедия в углу» инициирован Творческим союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств в рамках стипендиальной программы правительства РФ по поддержке молодых деятелей культуры и искусства, реализуемой Министерством культуры РФ.

 

Напомним: выставку можно увидеть до 20 мая в пространствах

Музея Москвы (Зубовский проезд, д.2).

 

Ида ДОНАТИ. Фото: Анна КАБИСОВА


Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа