В Москве с большим успехом прошли показы документального спектакля «Братья». Постановка, начавшая жизнь на сцене концертного зала СОГУ, «достучалась» до сердец и «отворила» новые двери. А Северо-Кавказский филиал ГЦСИ в очередной раз обозначил Владикавказ, как заметную и важную точку на art-карте России.
Вечером 21 апреля в выставочном зале Государственного центра современного искусства на Зоологический было не протолкнуться — представители московской осетинской общины и современные российские художники, профессионалы театра и простые его поклонники. Словом — спектакль «Братья» стал той самой связующей нитью для лоскутного одеяла Москвы, объединив самых разных людей в единое целое.
Среди гостей вечера были: ректор ГИТИСа Григорий Заславский, известный режиссер, художественный руководитель Центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков, депутат Парламента РСО-Алания Александр Тотоонов, руководитель московского танцевального ансамбля «Алания» Тимур Мурашев и многие другие.
Напомним, что спектакль «Братья» был поставлен в рамках «Театральной лаборатории 12+», проходившей во Владикавказе осенью 2017 года на базе Северо-Кавказского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО. Партнерами проекта стали Фонд Михаила Прохорова, Союз театральных деятелей России, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Московские показы состоялись в рамках выставки «Владей Кавказом!», экспонирующей проекты, созданные на XI Международном художественном симпозиуме Аланика (куратор Катя Бочавар).
— Для местной театральной среды спектакль «Братья» – явление. К сожалению, постановки для подростковой аудитории и о подростках, тем более в актуальном формате «документальный театр», отсутствуют в репертуарах театров региона. Что же говорить о том, насколько важным, с точки зрения профессионального становления и роста, стало для ребят – студентов актерского отделения факультета искусств Северо-Осетинского университета, занятия с ведущими театральными специалистами страны, работа над созданием сложной драматической постановки.
В Москве, помимо плотного репетиционного процесса, нам удалось организовать для одиннадцати студентов – участников спектакля – насыщенную культурную программу. Ребята увидели спектакли в известных столичных театрах, в том числе студенческую постановку «Замок» на сцене ГИТИСа, встречались с режиссерами, познакомились с закулисьем передовых, с точки зрения технической оснащенности, театров, — рассказала директор Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галина Тебиева.
Трудности, о которых упоминает руководитель филиала, едва не привели к отмене гастролей. Однако благодаря поддержке Фонда Михаила Прохорова, проблемы удалось решить.
— Хочется верить, что у спектакля есть будущее. От ректора ГИТИСа Григория Заславского уже поступило предложение предоставить «площадку», если будет возможность привезти спектакль в Москву еще раз, — говорит руководитель регионального ГЦСИ.
В свою очередь ректор ГИТИСа отметил колоссальный труд, благодаря которому сложился спектакль.
— Такого рода документальные спектакли — они могут быть событиями «домашней жизни», но вдруг, так может случиться, что они становятся событиями жизни культурной. Мне кажется, что спектаклю «Братья» удалось сделать этот шаг в сторону искусства. Очень талантливые, хорошие ребята, которым, конечно, нужно совершенствовать свое мастерство. Но при этом мне кажется, что факт художественной жизни им родить удалось, благодаря своим немалым усилиям, — сказал Григорий Заславский.
Пятьдесять персонажей, двадцать часов аудиоматериала, более сорока вербатимов — это то, из чего выросла сначала пьеса, затем и спектакль «Братья».
— Скажем так - биомасса разговоров, собранных авторами - она, в конечном итоге, на мой взгляд, превращается в довольно неплохо организованное, практически драматическое сочинение, - продолжил Заславский. - Это тоже очень важно - когда вербатимы становятся все-таки пьесой, когда разговоры превращаются в спектакль. Вот эта граница может быть не всегда заметна, но в этом конкретном случае молодым ребятам удалось перейти в правильную сторону искусства. Не знаю, должны ли они стать театром, но у этого спектакля есть смысл, есть какая-то очень важная высокая цель - разговор подростков для подростков, для взрослых. Это все способствует разрушению уже других очень важных границ - между поколениями, которые сегодня иногда становятся такими труднопреодолимыми. Это очень важная победа спектакля.
«Братья» — это голос, который вдруг преодолевает копившееся годами молчание и, наконец, становится словами. Да, они бьют, ранят, шокируют и вызывают слезы, но не оставляют в сердцах места самому страшному — равнодушию. Быть услышанным — не это ли первый шаг к чему-то большему?
Постановочная команда спектакля: режиссер Никита Бетехтин, художница Анна Кострикова, хореографы Владимир Ермаченков и Тамара Тебиева, медиа художник Федор Шмелькин, художник по свету Александр Арбузов, саунд-дизайнер Ян Кузьмичев, драматург Сергей Давыдов, продюсер Карина Бесолти. В спектакле заняты студенты СОГУ имени К.Л. Хетагурова: Марина Васькова, Линда Наниева, Амина Агкацева, Илона Псхациева, Ангелина Бердиева, Давид Хубаев, Сослан Тедеев, Тамерлан Гуцаев, Сослан Гагулаев, Георгий Валиев, а также студентка СОГМА Валентина Бесолова.
Ида ДОНАТИ. Фото: Анна КАБИСОВА