На первой Триеннале в музее Гараж представлен проект музея Сосланбека Едзиева
Первая Триеннале российского современного искусства, проходящая в музее «Гараж», стала событием уже в день открытия. Судите сами: собрать представительную выставку, включающую в себя без малого 70 участников и 30 городов — в России такое под силу считаному числу культурных институций. В первый же вечер триеннале собрало более трех тысяч человек.
10 марта в Музее современного искусства Гараж состоялось открытие первой Триеннале российского современного искусства, главными мотивами которой стали фиксация и осмысление тенденций региональной художественной среды. Событие собрало, казалось бы, всех причастных к миру contemporary art из Москвы и регионов. По данным организаторов в первый же вечер триеннале посетило более трех тысяч человек.
Среди 68 художников-участников выставки представлены творцы и из Северной Осетии Анна Кабисова и Евгений Иванов. Их работа экспонируется в одной их семи директорий триеннале - «Верность месту».
На Северный Кавказ куратор из музея «Гараж» Екатерина Иноземцева, которая занималась поиском художников для участия в триеннале, приехала в мае прошлого года, - рассказала журналу Горец художник Анна Кабисова. - Организовать встречу с местными художниками помогла директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства (в составе РОСИЗО) Галина Тебиева. Вся информация анонсировалась, с Иноземцевой могли встретиться все желающие".
Встреча с куратором проходила в формате портфолио-ревью – показ работ и личное знакомство. Екатерину Иноземцеву заинтересовал проект виртуального музея Сосланбека Едзиева, реализованный Анной Кабисовой в соавторстве с Евгением Ивановым в рамках III форума молодых художников Северного Кавказа ART Кавказ NEXT (организатор Северо-Кавказский филиал ГЦСИ (в составе РОСИЗО), куратором которого был Ростан Тавасиев.
Участникам форума тогда было предложено поразмышлять на тему искусства в воображаемом будущем. Так совпало, что я как раз читала книгу Кромвеля Биазарти и Людмилы Бязровой «Сосланбек Едзиты», пребывая в невероятном восхищении от работ мастера. Одновременно мы обсуждали с Ростаном возможные темы для проекта и вот слово за слово возникла идея создать музей-утопию, сайт музея, который как будто есть на самом деле и вдохнуть в него жизнь самыми смелыми идеями", - рассказала Кабисова.
Художникам предстояло реализовать идею виртуального пространства, где проходят выставки художников не только из Осетии, но со всего мира. На страницах этого музея можно было предаться мечтам о том, что наследие выдающегося скульптора Едзиева бережно реставрируется и сохраняется для будущих поколений. Итогом проекта стал запуск летом 2014 года сайта виртуального музея http://edzievmuseum.ru/.
Портфолио-ревью закончилось. И я даже не могла себе представить чем это все обернется, - делится Анна Кабисова. – В октябре позвонил куратор из музея «Гараж» Андрей Мизиано и сообщил, что наш проект попал в число работ, которые будут показаны на триеннале. Конечно, мы обрадовались, однако даже не представляли какого масштаба эта выставка".
Тем временем предстояло принять еще одно важное решение – как экспонировать виртуальный музей на выставке? После долгих раздумий над визуализацией проекта, у художников родилась идея инсталляции из камней, служащих прообразом скульптур Едзиева, также были сняты видеоинтервью с профессионалами, которые занимаются изучением наследия скульптора.
Многие спрашивает, а почему интервью невозможно послушать и герои говорят одновременно? А в этом и есть вся концепция – специалисты говорят о проблемах с наследием художника, о катастрофическом положении с его мемориальной пластикой, но те, кто должен их услышать – не слышат. Вся инсталляция расположена внутри загородок с красной лентой, которые намекают на невозможность музея, его реальное отсутствие, - говорит Анна Кабисова.
Сохранение наследия выдающегося скульптора остается одной из проблем, волнующих художников из Осетии. В контексте привлечения внимания к этому вопросу возрастает и актуальность представленной на триеннале работы.
Спустя три года после запуска сайта, мой интерес к этому проекту все возрастает, - утверждает соавтор работы Евгений Иванов. - Думаю, этот проект хороший упрек тем, кто должен заниматься наследием Едзиева, но не делает этого. Сайт есть, а музея нет. У нас с Аней все больше мыслей о том, что сайт надо развивать, собирать там всю информацию, которую только можно достать. И когда, допустим, кто-то задумается о создании реального музея – на страницах этого сайта уже будет собрана вся необходимая информация. Для меня этот проект пока что workinprogress. Мне хотелось бы развивать тему дальше".
По утверждению художников, главной победой для них станет, если дата открытия музея имени Сосланбека Едзиева, заявленная на сайте музея - 2021 год - станет реальной.
Дополним: на первой Триеннале в музее «Гараж» современное искусство Северного Кавказа представлено также работами Таус Махачевой и Мурада Халилова из Дагестана, а также Аслана Гайсумова и Заурбека Цугаева из Чечни.
Карина БЕСОЛТИ