Выставка «Коста Хетагуров. Связь времен» открылась в Москве в Галерее искусств Зураба Церетели
15 октября в день 155-летия выдающегося поэта, художника, основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова в Москве открылась выставка «Коста Хетагуров. Связь времен». На выставке представлены 16 живописных работ народного поэта Осетии, а также картины, посвященные творчеству Коста из запасников владикавказского музея им. Махарбека Туганова.
«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - отечество моё...» С этих слов начинается, наверное, большинство книг, статей, очерков, эссе и постов в социальных сетях, посвященных памяти Коста Хетагурова. Не будет исключением и этот.
15 октября 2014 года исполняется 155 лет со дня рождения того, кто для осетинского народа стал тем же, кем Пушкин стал для русского. Народный поэт, основоположник литературного осетинского языка, художник, человек, оставивший после себя целое наследие. Да, пожалуй, это самое подходящее слово, чтобы наиболее полно и лаконично охарактеризовать роль Коста в истории Осетии. Он - это наше наследие.
На открытии выставки "Коста Хетагуров. Связь времён". Слева-направо: Александр Дзасохов, Зураб Церетели, Александр Тотоонов, Владимир Соскиев (1). Выступление солистов ансамбля "Алания" (2)
В день рождения Коста Хетагурова, поэта жители столицы смогли прикоснуться к части великого наследия Коста. Шестнадцать его картин представлены в Галерее искусств Зураба Церетели в рамках выставки «Коста Хетагуров. Связь времен».
Подготовкой экспозиции, которая будет открыта вниманию посетителей до 26 октября, занимались Региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» при участии Художественного музей им. М.С. Туганова и Российской Академии Художеств. Помимо шестнадцати живописных работ самого Коста Левановича, здесь также представлены полотна современных художников – членов Российской Академии Художеств и картины, посвященные творчеству Коста - из архивов музея им. М.С. Туганова.
Памятник Коста в центре Владикавказа. Скульптор: Владимир Соскиев
Выставка состоялась по инициативе и при личном участии Президента фонда «Мир Кавказа», известного скульптора Владимира Соскиева. Он является автором знаковых и легко узнаваемых памятников, установленных поэту во Владикавказе и Санкт-Петербурге. Для Соскиева Коста – не просто любимый поэт или живописец, а нечто большее – вдохновитель. Вот что он рассказал в интервью журналу «Горец»:
Я сделал всё это не ради себя, а ради Коста. Сто пятьдесят пять лет такому великому человеку, как можно было остаться в стороне? А поскольку мне доверено возглавлять фонд культуры, я считаю своей прямой обязанностью продвигать творчество не только нашего Коста, но и других кавказских деятелей искусства. Когда никого в зале не будет, вы останьтесь здесь вместе с Коста, наедине с его работами, я уверен, он здесь присутствует. Он делал гениальные вещи. И не только в литературе, это мы привыкли говорить о нем только как о поэте. И чем дальше, тем больше его будут любить.
Азанбек Джанаев. Портреты родителей Коста Хетагурова, Левана и Марии
Три зала, отведенные под экспозицию, посвященную творчеству поэта, не могли вместить всех желающих ощутить связь времен. Не зря выставка получила такое название, ведь наш Коста Хетагуров захватил три века, девятнадцатый, двадцатый и продолжает жить сегодня, в веке двадцать первом.
Эта мысль была главной на церемонии открытия, и к ней так или иначе обращались все выступавшие. Первым взял слово Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Одна из самых сильных школ изобразительных искусств – это кавказская школа. Маленькие, но очень талантливые нации. Они сильны тем, что сохраняют свои традиции и историю: это и песни, и одежда, и кухня, и литература, и живопись, и даже походка. Это имеет очень большое значение сейчас, когда российская школа очень поднялась. Наши кавказские братья очень хорошо показывают себя, у них есть свой, неповторимый, особый почерк. Европейцы приезжают, смотрят и удивляются: «Как они это делают?». Во времена социализма одинаково штамповали, одинаково мыслили. Но Кавказ сохранил свою уникальность. Сейчас я такое удовольствие получаю, когда смотрю на вас!
Коста Хетагуров. Горянка, идущая за водой (1). Дети-каменщики (2)
После Зураба Церетели слово взял экс-президент республики Северная Осетия, Александр Дзасохов. Он рассказал собравшимся о том, как скульптуры и картины кавказских мастеров покорили Париж и отметил, что именно Коста открыл дорогу многим осетинским мастерам живописи: Махарбеку Туганову, Сосланбеку Тавасиеву, Азанбеку Джанаеву и др.
Многие из нас уже давно знакомы с работами Коста Левановича, некоторые увидят их сегодня в первый раз. Уверен, что все мы сегодня получим подтверждение того, что Коста являет собой личность, которая по своему размаху и по своему таланту принадлежит не только осетинскому народу, но и всей России и всему литературному миру. Талант Коста как литературного деятеля и мыслителя находится на своей вершине. И поэтому его живопись отходит, как будто на второй план. Но сегодня она вышла на первый.
Коста Хетагуров. В осетинской сакле (гонка араки)
Сенатор Александр Тотоонов, выступая перед гостями, поставил Коста в один ряд с творцами эпохи Возрождения:
Недаром Коста Хетагурова называли Леонардо Да Винчи осетинского народа. А сам Да Винчи сказал замечательные слова: настоящий художник способен видеть поэзию, а настоящий поэт – слышать живопись. Именно таким великим созидателем и творцом был величайший сын осетинского народа, Коста Леванович Хетагуров. Мне очень приятно, что именно в стенах академии, которая давно стала стартовой площадкой для очень многих интересных проектов, связанных с нашей республикой, сегодня проходит эта выставка. Мне очень приятно, что Коста приехал в Москву как художник. Его знали как поэта, как общественного деятеля, но в качестве художника он появился здесь впервые. И я очень хотел бы, чтобы с его творчеством познакомилось как можно больше людей.
Гости выставки охотно делились впечатлениями и вспоминали не только любимые картины и стихотворения Коста, но и то, какое влияние на них оказало его творчество и его нелегкая судьба.
Чермен Дзотов, юрист, руководитель проекта «Центр личностного роста "Я":
На меня всегда сильнейшее впечатление производил его автопортрет, этот глубокий тяжелый взгляд, который передает его переживания, его чаяния. Мы знаем Коста не только как великого поэта, но и как великого борца за счастье народа, за его свободу. Он всю жизнь принимал удары на себя. За то, что он выступил за женское образование, его сослали. Это говорит о том, кто Коста не был человеком «режима», не воспевал его, не лизоблюдствовал. Во главу своего творчества поэт ставил счастье человека, его потребности и его мечты. Для меня Коста Хетагуров человек-ориентир, человек-маяк осетинской культуры.
Коста Хетагуров ушёл из жизни, так и не познав счастья. Но сделал всё, для того чтобы приблизить свой народ к нему.
|
|
Ася Дзагурова. Фото автора
Для тех, кто любит высоту