Памяти Коста Хетагурова, великого осетинского поэта, публициста и художника (15.10.1859 —1.04. 1906)
Он пел любовь, но был печален глас.
Увы, он знал любви одну лишь муку.
В. Жуковский
...Однажды на могилу Коста пришла женщина с грустным лицом и болью в глазах. Она плакала. Никому из тех, кто видел ее в тот день, и в голову бы не пришло что она - не просто женщина, пришедшая почтить память народного поэта, а его муза - Анна Яковлевна Попова.
Впервые Коста увидел ее на Александровском проспекте (ныне - Проспект Мира), когда она вместе с другими старшеклассниками возвращалась домой. С тех пор Коста часами попадал на проспекте, издалека наблюдал за любимой. Вскоре и она заметила молодого осетина, взгляд которого подолгу задерживался на ней. Анна стало часто видеть Коста на бульваре напротив их дома. Иногда он мог целый вечер провидеть на камне на берегу Терека и оттуда смотреть на окна ее комнаты. (Кстати, особняк купцов Поповых находится на ул. Чермена Баева и сохранился до наших дней). В эти моменты рождались новые строки ставших впоследствие знаменитыми хетагуровских стихотворений. И посвящены они были Анне Поповой.
Однажды Коста набрался смелости и сделал первый шаг. В раскрытое окно, словно брошенный невидимой рукой, залетел клочок бумаги. Вверху была начертана символическая лира, находящаяся между скалой и деревьями, куда направлялся странник с котомкой за спиной и посохом в руке, к лире держала путь вереница птиц. Под рисунком было необычайно красивое стихотворение, ставшее посвящением к поэме "Фатима":
Ах, с каким безграничным восторгом, дитя,
На руках из мишурного света
Я унес бы далеко, далеко тебя
И любил бы любовью поэта...
Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки ее безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно...
Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы...
Первые буквы строчек складываются в послание: "Аня, иди за мной".
Вскоре у влюбленного поэта появилась "сообщница" - его кузина, Вера Сухиева, которая сама очень дорожила своей дружбой с Анной Поповой. Вера намекнула девушке о чувствах Коста. Но одно дело - намеки и чужие слова, и совсем другое - личное объяснение. И вот, Коста пишет Анне письмо, в котором признается в своих чувствах, желании познакомиться, перемолвиться хоть парой фраз. "Скажите мне одно слово: "Я вас ненавижу" - и я буду спокоен", - так писал Коста. Но Анна не говорила поэту ни "да", ни "нет".
Несомненно, ей льстило внимание известного поэта, журналиста и модного художника. Пока она молчала и сохраняла неопределенность в их отношениях, все было относительно спокойно. Анна не могла ответить взаимностью: их положение было слишком неравным. А Коста продолжал любить ее. Ничего не подозревающая Анна Яковлевна гуляла с подругам, а Коста незаметно провожал ее до дому, идя чуть поодаль. С нее он написал известную картину "Скорбящий Ангел", за что был обвинен в богохульстве грузинскими священнослужителями.
Коста Хетагуров. Портрет Анны Поповой (1). Скорбящий ангел (2)
В конце концов, Анна, не желая мучить ни себя, ни Коста, предложила ему искреннюю, верную дружбу. И все бы хорошо, но было одно "но". Семья Анны не одобряла дружбы дочери с опальным поэтом. Братья девушки, желая раз и навсегда прекратить общение сестры с Коста, насильно увезли ее в Тифлис.
Поэт тяжело переживал разлуку, после которой написал стихотворение "Многоточие". Название - говорящее. Не точка, за которой нет продолжения, а многоточие, словно бы в знак того, что они еще встретятся однажды. И действительно: в последние годы своей жизни Коста имел возможность видеться с Анной и свободно приходить в ее дом. А сама она в память о его любви так и не вышла замуж и умерла одинокой...
Оставьте комментарий!