Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

Северная Осетия-Алания

Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия

22 ноября 2014
29156
1
-

Чугунный мост во Владикавказе. Фото Тимура Агирова

Мост, как символ живой исторической памяти. 22 ноября в 1863 году во Владикавказе был торжественно открыт мост из чугуна, названный Ольгинским в честь Ольги Федоровны, жены Великого князя Михаила Николаевича Романова, назначенного незадолго до этого наместником Кавказа. Чугунные конструкции памятника инженерного искусства были выполнены в Англии.

 

22 ноября 1863 года в столице Терской области под звон колоколов, оркестровую медь и торжественные речи был пущен в эксплуатацию мост "смелой конструкции и смелого пролета длиной 104 метра и шириной - 6.5". Кстати, именно в этот день Владикавказу был официально присвоен административный статус областного города.

 

В отечественных учебниках владикавказский мост упоминается как образец технического совершенства конструкций мостов того времени, что неудивительно поскольку он был одним из первых железобетонных мостов такого типа в России. Он именовался трехпролетным железобетонным мостом со сплошными стенками. Чугунные конструкции памятника инженерного искусства были заказаны в Англии.

 

Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия


Перекинутый в 1863 году через Терек Чугунный (Ольгинский) мост сразу стал архитектурной достопримечательностью Владикавказа. И одним из его символов

 

Наряду с архитектурным кружевом Александровского бульвара (ныне проспект Мира), Чугунный (Ольгинский) мост стал главной достопримечательностью Владикавказа. Во всём городе в то время было всего четыре мощеные улицы и двадцать немощеных, 24 фонаря. Мост освещался газовыми фонарями, установленными на красивых литых чугунных опорах, которые сегодня можно видеть на территории города у старинных особняков. А в 1904 году во Владикавказе появился трамвай, соединивший по Чугунному мосту два берега Терека, два района Владикавказа. Это событие широко освещалось в прессе:

 

G 6 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту. По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой крыше. Одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.

 

Чугунный мост, великолепный памятник инженерного искусства середины XIX века, просуществовал в районе нынешней площади Штыба почти сто лет. Потом в конце советских 50-х прошлого века его признали устаревшим, не подлежащим реконструкции и было принято решение почти вплотную к нему - несколькими метрами южнее - перебросить через Терек новый современный мост, Тоже с чугунными конструкциями, по которому были уложены новые трамвайные пути. Старый же мост разобрали.

 

Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия Владикавказ. Чугунный мост, соединивший столетия


Нынешний Чугунный мост, украшенный  массивными барсами, стал таким же символом Владикавказа, как и прежний в свое время. Как Суннитская мечеть, старый тенистый парк-трек, проспект Мира (бывший Александровский бульвар) и тающий в синеве неба над городом «профиль» Столовой горы.

 

Два пролета Чугунного моста перенесли к Суннитской мечети, третий пролет перевезли в Кобанское ущелье, а четвертый – в Суаргомское, где они стоят и поныне. От старого Чугунного (Ольгинского) моста на старом месте остались фундаменты промежуточных устоев и береговые устои. Знаково, что за его «преемником»  - новым мостом, осталось неофициально в народе то же самое старое название – Чугунный.

 

Фото: Тимур Агиров, oldvladikavkaz.livejournal.com/Иосиф Короткий

© Федеральный журнал «Горец»

Для тех, кто любит высоту



 

Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа