Мост, как символ живой исторической памяти. 22 ноября в 1863 году во Владикавказе был торжественно открыт мост из чугуна, названный Ольгинским в честь Ольги Федоровны, жены Великого князя Михаила Николаевича Романова, назначенного незадолго до этого наместником Кавказа. Чугунные конструкции памятника инженерного искусства были выполнены в Англии.
22 ноября 1863 года в столице Терской области под звон колоколов, оркестровую медь и торжественные речи был пущен в эксплуатацию мост "смелой конструкции и смелого пролета длиной 104 метра и шириной - 6.5". Кстати, именно в этот день Владикавказу был официально присвоен административный статус областного города.
В отечественных учебниках владикавказский мост упоминается как образец технического совершенства конструкций мостов того времени, что неудивительно поскольку он был одним из первых железобетонных мостов такого типа в России. Он именовался трехпролетным железобетонным мостом со сплошными стенками. Чугунные конструкции памятника инженерного искусства были заказаны в Англии.
Перекинутый в 1863 году через Терек Чугунный (Ольгинский) мост сразу стал архитектурной достопримечательностью Владикавказа. И одним из его символов
Наряду с архитектурным кружевом Александровского бульвара (ныне проспект Мира), Чугунный (Ольгинский) мост стал главной достопримечательностью Владикавказа. Во всём городе в то время было всего четыре мощеные улицы и двадцать немощеных, 24 фонаря. Мост освещался газовыми фонарями, установленными на красивых литых чугунных опорах, которые сегодня можно видеть на территории города у старинных особняков. А в 1904 году во Владикавказе появился трамвай, соединивший по Чугунному мосту два берега Терека, два района Владикавказа. Это событие широко освещалось в прессе:
6 августа 1904 года при огромном стечении горожан, под перезвон церковных колоколов, первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту. По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой крыше. Одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.
Чугунный мост, великолепный памятник инженерного искусства середины XIX века, просуществовал в районе нынешней площади Штыба почти сто лет. Потом в конце советских 50-х прошлого века его признали устаревшим, не подлежащим реконструкции и было принято решение почти вплотную к нему - несколькими метрами южнее - перебросить через Терек новый современный мост, Тоже с чугунными конструкциями, по которому были уложены новые трамвайные пути. Старый же мост разобрали.
Нынешний Чугунный мост, украшенный массивными барсами, стал таким же символом Владикавказа, как и прежний в свое время. Как Суннитская мечеть, старый тенистый парк-трек, проспект Мира (бывший Александровский бульвар) и тающий в синеве неба над городом «профиль» Столовой горы.
Два пролета Чугунного моста перенесли к Суннитской мечети, третий пролет перевезли в Кобанское ущелье, а четвертый – в Суаргомское, где они стоят и поныне. От старого Чугунного (Ольгинского) моста на старом месте остались фундаменты промежуточных устоев и береговые устои. Знаково, что за его «преемником» - новым мостом, осталось неофициально в народе то же самое старое название – Чугунный.
Фото: Тимур Агиров, oldvladikavkaz.livejournal.com/Иосиф Короткий
Для тех, кто любит высоту