В Большом зале столичной консерватории в воскресенье вечером открылся XIII Московский Пасхальный фестиваль. Приуроченный к 100-летию начала Первой мировой войны, он станет самым масштабным за всю свою историю. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева проведет фестивальные концерты в двадцати городах России. А всего более 110 концертов симфонической, камерной, хоровой и колокольной программ пройдут до 9 мая в 50 городах России с участием музыкантов из 10 стран мира.
20 апреля Валерий Гергиев в 13-й раз открыл в Москве Пасхальный фестиваль. В Большом зале столичной консерватории прозвучали произведения Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане»), Мусоргского (вокальный цикл «Детская») в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, «хрустального сопрано» Мариинки Анастасии Калагиной. Прозвучали также авангардные сочинения Скрябина «Прометей» («Поэма огня») и «Поэма экстаза», написанная в начале Первой мировой войны, в 1915 году.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, присутствовавший на открытии, сказал:
- Есть глубинная связь между культурой, выраженной искусством, и верой. Богу было угодно создать мир, положив в основу бытия гармонию. Гармония - это закон жизни, без нее распадается материя, распадается бытие. Если в основе искусства, любого творчества — гармония, значит они подлинные.
По замыслу маэстро Гергиева, инициатора и бессменного художественного руководителя фестиваля, XIII Московский Пасхальный фестиваль,приуроченный к 100-летию начала Первой мировой войны, станет самым масштабным за всю свою историю. Всего более 110 концертов симфонической, камерной, хоровой и колокольной программ пройдут до 9 мая в 50 городах России с участием музыкантов из 10 стран мира.
Как сообщает канал Культура, после торжественного открытия в Большом зале консерватории, симфонический оркестр Мариинки направится на специальном поезде Московского Пасхального фестиваля в Казань, где пройдут два концерта.
22 апреля музыкантов Гергиева уже ждут на Урале - в Екатеринбурге. Затем последуют Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Пермь. Снова Москва 2 и 3 мая, далее - Липецк, Воронеж, Волгоград, Оренбург, Пенза, Нижний Новгород. 8 и 9 мая возвращение в Москву на концерты, затем в Пскове. В общей сложности музыканты преодолеют более 30 тыс. км.
С камерной вокальной программой выступят молодые певцы Мариинского театра в Кемерове и Барнауле, в Томске и Сургуте, в Ханты-Мансийске, а также в подмосковных городах - в Сергиевом Посаде и Наро-Фоминске.
Хоровая программа представит слушателям коллективы России, Армении, Белоруссии, Германии, Греции, Грузии, Литвы, Словакии, Финляндии, Чехии. Среди них - Хор Мариинского театра, Пражский филармонический детский хор, Хор Сретенского монастыря, Минский Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря, Детский хор "Тапиола" из Финляндии, Ереванский Молодежный хор "Ховер". Звонильная программа фестиваля охватит более 30 храмов Москвы, Подмосковья, Старицы и Санкт-Петербурга.
Фестиваль проводится при поддержке правительства Москвы, министерства культуры России, Русской православной церкви и министерства обороны РФ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- Маршрут фестиваля в этом году действительно грандиозный. Он проедет от Калининграда до Владивостока. Еще до начала фестиваля мы слетали в Калининград, оттуда - в Североморск, Мурманск, Беломорск, выступили в Петрозаводске. Фактически фестиваль уже идет полным ходом и с огромным успехом. В воскресенье мы откроем Пасхальный фестиваль в Москве, а дальше нам предстоит проехать поездом через Казань, Екатеринбург, Омск, Красноярск до Иркутска, Якутска. Оттуда на самолете полетим во Владивосток - Хабаровск - Томск - Новосибирск. Потом снова пересядем на поезд: Тюмень, Пермь, Липецк, Петербург, Воронеж, Волгоград, Оренбург, Пенза, Нижний Новгород.
- Сегодня политика Мариинского театра состоит в том, чтобы выступать в российских регионах. И мне хотелось бы, чтобы эта наша программа была обширной: чтобы привлекались к концертам детские хоры, чтобы с оркестром Мариинского театра выступали молодые солисты из разных регионов - набирались опыта.
- Сегодня я очерчиваю свои приоритеты так, чтобы подтянуть Владивосток или Томск до уровня, на котором находятся крупные музыкальные города мира. Пусть звучит музыка в Сибири, на Дальнем Востоке, во всех наших регионах, пусть там выступают наши молодые музыканты. Я думаю, что всем в России это будет только полезно.
Сергей Филин.
Для тех, кто любит высоту.