ТЫ ВИДИШЬ САМ: НЕЛЬЗЯ БЕЗ ЧЕЛОВЕКА!
31 июля 2016 года умер Фазиль Искандер. Неповторимый. Человек-планета. Классик. Философ. Мудрец. Его имя вошло в русскую литературу накрепко и без вариантов. Всю жизнь он писал только то, что хотел бы читать сам. Его не волновали ни мода, ни социальный заказ. Он не обременял себя сомнениями, будет ли то, что он написал, интересно читателю. А получилось так, что все его книги стали классикой отечественной литературы и до сих пор любимы читателями.
Человек, в котором соединилась абхазская и персидская кровь, внес огромный вклад в русскую словесность. Он показал, как можно быть знаменитым писателем, не продаваясь и не отступая от себя в угоду разным сезонам за окном.
Ни у кого, кроме Искандера не было такого парадоксального сочетания: эпический юмор и романтический пафос. Он заставлял читателя смеяться, но всякий раз это был смех сквозь мысли. Свое чувство юмора Фазиль Искандер великолепно описал сам:
"Чувство юмора – это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно".
И мудрость, которой напитаны все его книги, он тоже определил исчерпывающе и афористично:
"Мудрость – это ум, настоянный на совести".
Страна полюбила его сразу и навсегда. Он начал стихотворным сборником "Горные тропы", прославился "Созвездием Козлотура", провинился перед советской властью участием в альманахе "Метрополь" с повестью "Маленький гигант большого секса", побудил нас подумать о природе власти и наших взаимоотношениях с ней в романе "Кролики и удавы". И все же главной книгой Искандера стал "Сандро из Чегема". Он влюбил в Абхазию всякого, кто прочел этот его самый знаменитый роман.
"Я – русский писатель, но певец Абхазии..."
Послушаем писателя Александра Гениса:
- Тайна "Сандро из Чегема" в том, что искандеровские лирика и юмор соединились тут в эпос, чтобы произвести потрясение в нашей литературе… В отечественную словесность вновь – и опять с юга, влилась свежая кровь, омолодившая жанр романа, сам состав, самое плоть русской прозы.
В новеллах о Сандро, как и в рассказах о мальчике Чике, много теплого веселья, которое легко перетекает в печаль, но никогда - в безысходность. А потому в прозу Искандера погружаешься с удовольствием и живешь в ней, как в светлом и уютном доме, из которого не хочется уходить. 31 июля 2016 года этот гостеприимный дом осиротел. Нам остались его удивительная проза и его дивные стихи.
"Ты видишь сам: нельзя без человека!"