Впервые в мире российская экспедиция пересечет на автомобиле континент Евразия с юга на север, до российской Арктики. Через горы, долины и пустыни, реки, озера и моря, замерзшую тундру и лед Северного Ледовитого океана свяжут путешественники малайзийский мыс Пиай и российский мыс Челюскина - самую южную и самую северную точки Евразии. Протяженность маршрута составит 25 000 километров, путешественники пересекут 8 стран, переживут перепад высот 0-5200 метров и перепад температур от +40 до -50.
Старт российской экспедиции, составленной из членов кемеровского клуба путешествий "Тентура", назначен на 22 декабря 2014 года. В день зимнего солнцестояния экспедиция двинется в путь с мыса Пиай в Малайзии, крайней южной точке материковой Евразии. Двигаясь на север по полуострову Малакка, путешественники пересекут Малайзию, Тайланд и Мьянму. В Мьянме повернут на запад, в Индию, в горы Восточные Кхаси, где находится самое дождливое место на Земле, городок Черапунджи. Двигаясь вдоль южных склонов Гималаев, путешественники попадут в Непал. Из Непала, через перевал Нара Ла (4325 м), в Тибет.
Китайская часть экспедиции - вторая по протяженности после российской. После посещения базового лагеря Эвереста 3000 километров пути участники экспедиции пройдут по Тибетскому нагорью на высотах до 5000 метров, где в зимнее время температура опускается до -40.
Пересекая пустыню Такла-Макан маршрутами Петра Кузьмича Козлова и Николая Михайловича Пржевальского, путешественники попадут в самое удаленное от моря место в мире - континентальный полюс недоступности. Дальше - Монголия, ее западная часть. В городе Ховд запланирована встреча со студентами географического факультета местного университета.
Границу с Россией автомобиль экспедиции пересечет в Республике Тыва, на переходе Цаган Нур. Российская часть экспедиции самая протяженная, около 9000 километров. Маршрут лежит через семь сибирских регионов (Республики Тыва и Хакасия, Кемеровская и Томская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край). Везде запланированы встречи в региональных отделениях Русского географического общества.
По дорогам юга Западной Сибири путешественники попадут на зимники, которые ведут в Норильск. Из Норильска до Хатанги - по дорогам местного пользования. После Хатанги самый сложный участок экспедиции, он пройдет в условиях крайне низких температур и полного отсутствия дорог. Движение будет осуществляться по льду рек и озер, замерзшей тундре и льду Северного Ледовитого океана, через полуостров Таймыр до самого мыса Челюскина, рассказал путешественник Юрий Семендяев.
Обратный путь экспедиции пройдет также по тундре, зимникам и дорогам Западной Сибири до Новокузнецка. Экспедиция должна завершиться в апреле 2015-го года.
Кроме спортивной цели у экспедиции есть еще одна - популяризация географических знаний. Автомобиль экспедиции оборудуют GSM-треккером, благодаря которому в сети интернет появится постоянная трансляция движения экспедиции на карте с комментариями участников, а зрители получат возможность задавать вопросы.
По итогам экспедиции создадут фильм и сделают подробный отчет с описанием проблем, ошибок, допущенных во время экспедиции, и способов их решения.
Член Русского географического общества, Клуб путешествий "Тентура" существует с 2006 года. Команда клуба имеет большой опыт экстремальных путешествий и исследовательских этнографических экспедиций в Центральной и Средней Азии, Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии, на просторах Сибири и российской Арктики.
Ольга Золотцева.
Для тех, кто любит высоту.