Сегодня у великого горца Фазиля Искандера юбилей. Классик, философ, мудрец отмечает свое 85-летие. Он начал стихотворным сборником "Горные тропы", прославился "Созвездием Козлотура", провинился перед советской властью участием в альманахе "Метрополь" с повестью "Маленький гигант большого секса", побудил нас подумать о природе власти и наших взаимоотношениях с ней в романе "Кролики и удавы". Он заставляет читателя смеяться, но всякий раз это смех сквозь мысли. Свое чувство юмора он великолепно описал сам: "Чувство юмора – это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно". И мудрость, которой напитаны все его книги, он тоже определил исчерпывающе и афористично: "Мудрость – это ум, настоянный на совести".
Фазиль Искандер родился 6 марта в1929 года в Сухуме в Абхазии. Его отца, иранца по происхождению, бывшего владельца кирпичного завода депортировали из СССР в 1938 году – хорошо еще, что не расстреляли. Больше Фазиль отца никогда не видел – его воспитывали родственники матери в Чегеме. Искандер закончил школу с медалью и отправился в библиотечный институт в Москве. К исходу третьего курса стало ясно, что его предназначение – не выдавать чужие книги, а писать свои. И Фазиль перешел в Литературный институт.
Фазиль Искандер Человек "раньшего времени". Дворянин с чегемского двора
|
В его книгах ирония и даже сарказм никогда не остаются без надежды. Оптимизм Фазиль Искандер, по его собственным словам, всю жизнь черпает в своем абхазском деревенском детстве. Писатель считает, что с детством ему повезло: юмор очень свойственен простому абхазскому быту.
"Я – русский писатель, но певец Абхазии", – утверждает Фазиль Искандер. Но в свойственной ему хлесткой манере осуждает национализм: "Национализм – это когда свинья, вместо того чтобы чесаться о забор, чешется о другую свинью". Впрочем, остроумные и мудрые мысли Искандера можно цитировать километрами. Приведем лишь несколько его высказываний, улетевших в народ и ставших афоризмами.
Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа.
Определить национальный характер бывает не под силу даже величайшим умам. Но чем примитивней человек, тем он пристальней разбирается в "чистоте" крови. Хочется что-ли скинуть на предков свои обиды и неудачи?
Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один.
Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо дальняя цель всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству.
Совесть – самое главное. Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное – надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: экономика без базиса совести – это зверинец с открытыми клетками.
Настоящий интеллигент – это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны.
Национальный характер есть, но носит все-таки достаточно внешний оттенок. Человек так себя ведет не потому, что такой-то нации, а потому что он примитивный или ограниченный, а легче всего свалить на его национальность.
Многое дает демократия человеку, но она, к сожалению, не дает человеку ума. Демократия дает человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек в большинстве случаев предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему жить легче.
Считать себя счастливым очень сложно. Счастливейший человек в истории Гете говорил, что если собрать все счастливые минуты его жизни, то будет два или три дня.
Мудрость в том, чтобы примириться с жизнью, пойти с ней на компромисс. Но я так и не смог примириться со злом. Я понял, что оно так свойственно человеческой душе, что изгнать его оттуда и из социальной жизни мы не в силах. Часть зла всегда остаётся.
Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия.
Человек - незаконченное положительное существо. Он всегда думает, что при большом желании может взять и переиначить всё к лучшему. Но это дело очень многих поколений. Надо набраться терпения
Надо щадить людей, но мыслить нужно беспощадно. Писать - это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить. Чем я и занимаюсь.
Для тех, кто любит высоту