ОСЕТИЯ И ОСЕТИНЫ
16 апреля 2011 | Автор: Сергей ПУСТОВОЙТОВ
Представители многих и многих национальностей, объединенных общим названием «горцы», являются носителями разных исторических традиций, в чем-то сходных, в чем-то разнящихся. Без каждой из них общее понятие «горец» будет неполным. Наш журнал из номера в номер будет подробно представлять самые разные народы. Начнем с осетин, как могли бы начать с любого другого народа, населяющего Кавказ, а потом перейдем к представителям других этносов и других горных систем. Итак, сегодня у нас в руках осетинская «визитная карточка».
Расположенная в геополитическом центре Кавказа по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, Осетия является лучшим опровержением мифа о горах как естественной границе
ПРИРОДА
Джавское ущелье. Южная Осетия-Алания
Осетия испещрена горными ущельями, сообщение с которыми с древних времен осуществляется через перевалы. Самые высокие горные вершины – Казбек (5033 м) и Джимарай-хох (4776 м). И, конечно, невозможно говорить об Осетии, не вспомнив о воспетом Михаилом Лермонтовым стремительном Тереке. Эта горная река берет свое начало на склоне Главного хребта Большого Кавказа и, стремительно «пробежав» по Грузии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Дагестану впадает в Каспийское море.
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Республика в составе РФ. Граничит с российскими регионами Кабардино-Балкарией, Ставропольским краем, Чечней и Ингушетией, имеет внешние границы с Южной Осетией и Грузией. Осетины составляют 60% населения.
Столица – Владикавказ с населением более 300 тыс. человек.
Своим появлением и названием город обязан Екатерине II. Именно по приказу Российского императорского дома в 1784 году у подножия Кавказского хребта была основана крепость Владикавказ, которая играла роль «замка'» Дарьяльского ущелья. Недаром Владикавказ означает «владеющий Кавказом». Республика состоит из города Владикавказа и районов: Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Моздокского, Правобережного и Пригородного. Население современной Северной Осетии составляет более 700 тысяч человек.
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Независимая республика. Граничит с Российской федерацией и Грузией. Большинство населения составляют осетины (80%).
Столица – Цхинвал. Его история началась в 252 году. Цхинвал тоже строился как город-крепость. Есть версия, что именно так переводится его название. По другой версии смысл слова означает «знатное место». С этим мнением непременно согласится тот, кому доводилось бывать в здешних краях.
Республика состоит из города Цхинвала и районов: Дзауского, Знаурского, Цхинвальского и Ленингорского. В Южной Осетии проживает около 75 тысяч человек.
ФЛАГ
|
Флаги Северной и Южной Осетии идентичны. Прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами (снизу вверх): желтой, красной и белой. Желтая олицетворяет изобилие и благодать, красная – воинскую отвагу, белая – моральную чистоту.
|
ГЕРБ
|
Гербы Северной и Южной Осетий тоже идентичны. Золотой, в черных пятнах барс на фоне заснеженной горной гряды. Горы – символ местности, где живут осетины.
Присутствие же барса объясняется тем, что он красив, решителен, отважен и силен. В минуты опасности барс без страха рвется на врага, даже если тот превосходит его по силе. Именно поэтому осетины отвели ему почетное место на своем гербе.
|
РЕЛИГИЯ
Христианство. Порядка 75-80% осетин Северной Осетии и почти все осетины Южной Осетии считаются христианами. Вообще же к приверженцам христианства можно причислить около 78-80% населения Северной Осетии. В основном это христиане православного толка. Есть в республике и представители армяно-григорианского вероисповедания и представители протестантских конфессий.
Мусульманство (ислам). Его исповедует порядка 18-20% населения Северной Осетии. В-основном это приверженцы суннизма.
Другие конфессии. В их числе иудаизм, который исповедуют евреи, проживающие сегодня в республике. Для них во Владикавказе с октября 2000 года открыта синагога.
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК
Один из самых почитаемых среди осетин – Джеоргуыба, праздник в честь Уастырджи (Св. Георгия), защитника воинов, путников, слабых и обездоленных, и бича мошенников, клятвопреступников, убийц. Имя всадника на чудном белом коне часто произносят в клятвах и благословениях.
Обращение к Уастырджи с просьбой "дать своей благодати" включено даже в Государственный гимн Северной Осетии.
В пантеоне осетинских богов Уастырджи единственный, кто живет обычной жизнью, как простой горец. Джеоргуыба празднуется всю предпоследнюю неделю ноября.
По традиции, накануне праздника каждая семья приносит в жертву Уастырджи быка или овцу, хотя сейчас достаточно положить на стол три говяжьих ребра.
МИФОЛОГИЯ
|
Афсати – божество охоты и владыка рогатых зверей. Перед охотой осетины произносили молитву, в которой просили владыку зверей принять их скромное приношение и просили послать им животного из своего стада. Отправляясь на промысел охотники обязательно пели песни в честь Афсати.
|
|
Галагон – покровитель ветров. Живет, как и положено, высоко в горах. В период веяния зерна осетины обращались к нему с просьбой о хорошей погоде.
Если Галагон игнорировал просьбу, осетины резали красного молодого петуха – только эту жертву покровитель ветров принимал от людей.
|
|
Донбеттыр – хозяин водного царства и покровитель рыбаков. У Донбеттыра много дочерей, которые живут в водоемах.
Именно с этим божеством связан один из осетинских свадебных обрядов, во время которого молодую жену отправляют за водой.
|
|
Уацилла – повелитель стихийных сил природы – грома, молнии и дождя, покровитель хлебных злаков.
«Тбау Уацилла, дарующий счастье, избавляющий от бед, укрепи нашу удачу! Пусть будет радость в каждом доме, в каждой семье!»
Так осетины, поднимая бокалы, обращаются к своему богу-громовержцу.
|
ГОРДОСТЬ КУХНИ
|
Осетинские пироги очень вкусны и известны гурманам далеко за пределами республики. Рецепты их приготовления передаются в каждой семье из поколения в поколение.
Они могут быть с листьями свеклы, тыквой, ягодами, картофелем, капустой. Но самые популярные, конечно, с мясом. Один из рецептов вы найдете и в нашем журнале.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАПИТОК
Алутон (бæгæны) – невероятно вкусное пиво из ячменя, кукурузы или пшеницы. В свое время несколько бутылок пенного напитка были переданы в дар князю Потемкину в Петербург. Князь пришел в неописуемый восторг и велел выписать из Осетии пивоваров. Однако сварить настоящее осетинское пиво вдали от родины они так и не смогли, хотя специально из Осетии была привезена даже вода. Разочарованный князь, пива не хлебавши, отослал пивоваров обратно.
ГОВОРИМ ПО-ОСЕТИНСКИ
Добрый день – Дæ бон хорз
Вы говорите по-осетински? – Иронау дзурыс?
Как тебя зовут? – Дæ ном куыд у?
Спасибо – Бузныг
Я тебя люблю – Аез дæ уарзын
Мать – Мад
Отец – Фыд
Гора – Хох
Дорога - Фæндаг
До свидания – Фæндараст
КОДЕКС АЛАНСКОЙ ЧЕСТИ
|
- Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, поэтому не имеешь права на недостойный поступок.
- Знай и помни родословную свою от основателя рода. с великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь.
- Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. каждый народ – это дар божий.
- Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должны сломить твоего духа, если ты истинный сын аланского народа.
|
Визитку составлял Сергей ПУСТОВОЙТОВ
Иллюстрации: худ. Игорь Лотиев, Григорий Абрамов, неизв. автор
Читайте также: