Юрий Визбор – человек-эпоха. Один из основателей жанра бардовской песни, поэт, прозаик, актер, альпинист... Его песни, написанные около полувека назад, улетели в народ и давно растасканы на цитаты. Веселые и озорные, задушевные и грустные - у них нет возраста, их распевают и ветераны, и молодежь. В них такой заряд искренности, пронзительных чувств и тихой человеческой мечты, а еще романтики, молодости и чистоты, что к этим песням, как к целебному источнику, хочется приникать вновь и вновь.
Романтика имени Визбора: песни, горы и море. Причем море – суровое северное. Он трижды прошел Северным морским путем, ходил на подлодке, на ледоколах. В горах, в лесах, на байдарках к нему приходили песни, которые потом пела вся страна. В горах и лесах Юрий Визбор писал и свои акварели. «Горы, – как считал Визбор, – не терпят плохих людей».
Визбора знают как актёра, сыгравшего роль Бормана в «Семнадцати мгновениях весны». Однако сам музыкант и актёр гораздо больше роли Бормана любил свои работы в фильмах Шепитько, Асановой и Хуциева, где он играл сам себя – символ поколения 60-х.
Его привлекали мужские профессии. Не случайно его друзьями были альпинисты, горнолыжники, космонавты, шахтеры, нефтяники. Но из всех путешествий и экспедиций он возвращался в Москву, которую очень любил. Он был свой для летчиков, полярников, моряков, артистов... Но особенно своим он был для альпинистов. Он безумно любил горы, они были его второй жизнью. В горах он преображался, становился центром всех событий, настраивал альпинистов на восхождения, много ходил сам и все время работал. Как он любил говорить, "ни дня без песни".
И последняя его поездка тоже была в горы. В альплагерь «Цей» в Осетии весной 1984-го, уже смертельно больным. Здесь же он написал и исполнил последнюю песню, посвященную горам – «Цейский вальс».
«Сегодня невозможно представить современный альпинизм без соответствующего снаряжения и экип.ировки спортсменов. Невозможно представить его и без песен Юрия Визбора. Многие чувства охватывают нас в горах, но не всегда мы можем их выразить, тем более в такой высокой форме, как поэзия, музыка, песня. За нас это сделал Юрий Визбор - он голос нашей души. Его песни - не только поэзия альпинизма, но и средство, с помощью которого люди могут глубже понять себя, открыть, утвердить, одержать победу не только над вершиной, но и над самим собой. Творчество Визбора - это гимн борющемуся и побеждающему Человеку»,- вспоминал о своем друге альпинист Владимир Кавуненко.
Он ушел из жизни в 1984-м, а в августе 85-го на Памире появился пик Визбора, чуть позже - еще один в Цейском ущелье на Кавказе: его друзья, первыми покорившие безымянные до того вершины, нарекли их именем автора «Домбайского вальса» — помните: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой» — и знаменитых строк: «Милая моя, солнышко лесное». Они и сегодня согревают и сближают любую компанию. Хотя все реже раздаются — поколение, их напевавшее, поседело, его костры и походы далеко позади.
Жаль, что сегодня в эфире нет места песням Визбора. И некому бросить слушателям спасательный круг: "Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить..." Но ведь сами песни есть!
Юрий Визбор. Домбайский вальс
Юрий Визбор. Баксанская
Юрий Визбор. Цейский вальс
Сергей Филин
Для тех, кто любит высот