В Московском музее современного искусства, в рамках Фестиваля австрийского кино, который в эти дни проходит в столице, состоялась встреча с режиссёром Ульрихом Зайдлем (ULRICH SEIDL) и презентация книги Зары Абдуллаевой «Зайдль. Метод». Герой книги – один из самых значимых современных европейских режиссеров, импровизатор и перфекционист, ставший знаменитым еще до появления нашумевшей трилогии «Рай», «Собачья жара» и других картин, сделанных на стыке игрового и неигрового кино.
В нынешнем году на Фестивале австрийского кино несколько программ — «Премьеры», «Выбор режиссеров» и «Первопроходцы: Шестьдесят лет австрийского экспериментального кино». В секцию «Премьеры» вошли три авторских фильма со счастливой, как отмечают организаторы, фестивальной судьбой. Это «Октябрь Ноябрь» Гёца Шпильмана, с которого начнется фестиваль, «Трещины в бетоне» Умута Дага и «Солдат Жаннетт» Даниэля Хёсля.
Картины, вошедшие в программу «Выбор режиссеров», были отобраны известными кинематографистами — от авангардиста Петера Черкасски до номинанта Каннского фестиваля 2012 года Ульриха Зайдля. Это «Пианистка» Михаэля Ханеке, «Охота на зайцев» Андреаса Грубера, «Потери неизбежны» Ульриха Зайдля, «Глупые жены» Эриха фон Штрогейма и «Швехатер» Петера Кубелки.
Секция «Первопроходцы: Шестьдесят лет австрийского экспериментального кино» состоит из десяти музейных сеансов видеоарта. В частности, в ней представлены картины «Мотор!», «Трепет», «Еще раз о кино» и «От а до я и обратно».
В рамках фестиваля 24 апреля прошла презентация книги «Зайдль. Метод» авторства известного российского критика Зары Абдуллаевой. Это эссе об одном из самых значимых современных европейских режиссеров.
Импровизатор и перфекционист, Зайдль обладает уникальным взглядом на реальность, которую он запечатлевает в своих интимных, гротескных, пронизанных черным юмором фильмах. О методе Ульриха Зайдля в книге размышляют также культовый режиссер Кира Муратова, известный философ, теоретик искусства Борис Гройс, выдающийся фотограф и художник Борис Михайлов.
На презентации книги, которая прошла в Музее современного искусства, показали документальный 16-минутный фильм Зайдля «Метр в кепке», снятый в 1980 году. Он о человеке, чей рост не превышает 140 сантиметров. Это повседневная жизнь лилипута, его работа и досуг, к которым люди высокого роста всегда испытывают странное любопытство.
После показа Зайдль отвечал на вопросы о том, как должен жить и снимать режиссер. Ульрих рассказал собравшимся о том, как долго австрийское кино вообще не воспринимали всерьез, его просто никто не знал, а потом все изменилось. Известный австрийский режиссер заканчивает сейчас работу над фильмом «Подвал», в котором попытается исследовать, что значит в жизни австрийца этот самый подвал, или погреб, и что с ним связано в его сознании.
На фестивале представлена еще одна премьерная программа, целиком посвященная документальному кино. В эту секцию попали «727 дней без Карамо» Ани Саломоновиц, «Михаэль Х. Профессия: Режиссер» Ива Монмайё, «Мы пришли с миром» Хуберта Саупера и «Хозяин вселенной» Марка Баудера, сказали журналу «Горец» в оргкомитете фестиваля.
Фестивальные показы проходят в кинотеатре «Формула кино горизонт», Центре документального кино и в Московском музее современного искусства. Фестиваль завершится 30 апреля.
Сергей Филин. Фото: kinote.info
Для тех, кто любит высоту.