15 июля 1924 года родился Махмуд Эсамбаев
Орлиный профиль, чувственные губы, острый взгляд, пронзающий собеседника, кажется, насквозь. Весь его облик напоминал гордую птицу, а жестикулирующие руки, как крылья, лишь усиливали это сходство. Высокого роста, широкий в плечах и с осиной до старости талией, в неизменной папахе из отборного каракуля, с которой как с талисманом, Эсамбаев не расставался ни зимой, ни летом. Даже в паспорте, и это в советские времена, он был запечатлен в своей знаменитой папахе. Настоящий горец. Великий горец.
Он родился в селении Старые Атаги в Чечне. Танцевал каждую минуту, едва встал на ноги — дома, на деревенских праздниках, свадьбах. Сам придумывал костюмы из старых халатов, импровизировал, оттачивал движения, следя за тенью. Отец был недоволен его увлечением танцами, мечтал, что сын вырастет и станет известным прокурором, судьёй или врачом.
Махмуд вырос и против воли отца, что совсем не просто и порицается у чеченцев, поступил в хореографическое училище. Алисултан смирился с его выбором только спустя много лет, когда сын стал всемирной знаменитостью.
Эсамбаев создал первую в СССР сольную танцевальную программу «Танцы народов мира». Он исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и многие другие.
Танцевальный язык академика Международной академии танца, Народного артиста СССР был понятен в каждой стране, где бы он не выступал. Он так виртуозно исполнял национальные танцы народов мира, будто говорил с каждым на его родном языке.
"Чародей танца" создавал свои хореографические композиции на основе легенд, но и сама жизнь великого танцовщика была легендарной. В ней слились слава и успех, богатство и бедность, самоотречение и жертвенность. Махмуд Эсамбаев разделил все беды чеченского народа, и он же прославил его на весь мир.