«Я одинокий клоун, живу в Москве, но вижу во сне родные горы. И не научился любить снег...»
В ночь на субботу, 14 ноября в Москве скончался народный артист СССР Армен Джигарханян. «Властителю душ» – так переводится с армянского его непростая фамилия – 3 октября исполнилось 85 лет. Смерть не связана с пандемией коронавируса.
«Он ролей исполнил столько,
Что (и то не без труда)
Все их вспомнят разве только
Знатоки "Что? Где? Когда?"»
А вот еще от Валентина Гафта:
«Наверно меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
«Мне приходилось играть всех – русских, евреев, турок и даже армян», – шутил Армен Борисович Джигарханян. Для уроженца Еревана, кавалера ордена Чести и ордена Почета Армении это смешная шутка. Рассказывают, что в ГИТИС семнадцатилетнего Армена не взяли из-за того, что он недостаточно чисто говорил по-русски. В Ереванском театральном сочли, что претендент в артисты не слишком хорошо говорил по-армянски.
Джигарханян одолел языковые трудности и на сцену впервые вышел второкурсником – в 1955 году. В этом Русском драматическом театре имени К.С. Станиславского Армен Борисович проработал больше десяти лет. Здесь он блистательно сыграл Ричарда III в шекспировской пьесе и обратил на себя внимание Анатолия Эфроса.
Эфрос пригласил Джигарханяна в Москву в театр имени Ленинского комсомола, а роль Ричарда-горбуна потом "срифмуется" с ролью вожака банды Горбатого в легендарном фильме "Место встречи изменить нельзя". С одной из почти трехсот кино- и телеролей Армена Джигарханяна, обеспечивших ему место в Книге рекордов Гиннесса по разделу "Самый снимаемый российский актер".
Что ещё на свете
Не успел Армен?
Не сыграл в Одетте
И не спел Кармен.
Кармен, как в эпиграмме от поэта Александра Иванова, Армен Борисович не спел, но миллионы любителей мультиков помнят обещание, которое он произнес за экраном: "Щас спою!" А есть ведь еще сотня ролей в театре и сам театр – Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.
Режиссер-постановщик Театра Джигарханяна Сергей Виноградов:
— Через его театр прошло огромное количество молодых артистов, которые потом стали звездами российского театра. Когда-то он сам приехал в Москву начинающим артистом и так же начал пробиваться в Москве, доказывая, что он великий артист. А он действительно великий артист. Он помогал двигаться вперед. Он был очень светлый человек. Для всего театра был как отец, учитель и наставник.