Это про него Гуэрра сказал: «Данелия учит ходить по улицам, усеянным цветами»... Легенда отечественного кинематографа. Человек-планета. Он всю жизнь снимал только такие фильмы, которые хотел бы смотреть сам. А получилось так, что все его семнадцать картин стали классикой кино и до сих пор любимы зрителями.
Жанры, стили, краски его картин невозможно разные. Словно их снимал не один режиссер. «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон», «Сережа» и «Паспорт», «Не горюй» и «Кин-дза-дза!», «Афоня» и «Мимино»...
Влияние различных эпох? Сценаристов? Разных состояний автора? А может ключ в фамилии?
Всему начало жизнеутверждающее ДА!
Потом столь же категоричное НЕ!
Потом вдруг во всем сомневающееся, балансирующее ЛИ…
И подпирает все окончательное и бесповоротное - Я.
Папа Данелии работал в Метрострое, мама – на "Мосфильме". Тетя – великая актриса Верико Анджапаридзе. С такой семьей Георгий Данелия не промахнулся мимо призвания, хотя пытался: сначала поступил в архитектурный институт. Потом закончил его и как обыкновенный советский специалист работал по распределению. Но рисунки Данелии понравились Михаилу Калатозову, и молодой архитектор оказался в числе слушателей Высших режиссерских курсов.
Уже первый фильм "Сережа" заметили критики и зрители. Но по-настоящему знаменитым Данелия проснулся после премьеры фильма "Я шагаю по Москве". Начало работы над сценарием Шпаликов с Данелией отметили теплым шампанским и забрызгали стену. Мама режиссера огорчилась. А после премьеры в Доме Кино она сказала, что разрешает забрызгать и другую стену – если будет такой же результат.
Результаты Данелии известны – стенок для пятен не хватит. Начнешь перечислять и устанешь: "Тридцать три", "Мимино", "Афоня", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза", "Паспорт"… В словаре "Крылатые фразы отечественного кино" цитат из фильмов Георгия Николаевича больше, чем у других режиссеров.
Кто ж не повторял: "Ларису Ивановну хочу!", "Хорошо сидим!" Гравицаппа, пепелац и ку мелькают в речи нескольких поколений. А фраза "Тостуемый пьет до дна" получилась такая удачная, что Данелия озаглавил ею свои мемуары.