Прозаик, поэт, эссеист, кинодраматург. Андрей Георгиевич Битов создал мир слов, которого не было до него и который останется таким же цельным и ценным для русской и мировой литературы, каким он представляется сейчас.
Его «Уроки Армении», «Пушкинский дом» — давно стали классикой нашей литературы, а сам автор – основоположником советского постмодернизма. "Пушкинский дом" изучают слависты как одно из сложнейших и изощреннейших произведений в прозе, которое можно сравнить с романами Набокова и "Улиссом" Джойса.
Анлрей Георгиевч Битов родился в Ленинграде на Петроградской стороне, и первое его детское воспоминание – блокада. Он рос среди книг, но поступил в горный институт, хотя к тому времени уже отслужил в стройбате и начал писать.
Перед его несомненным талантом пали чиновничьи барьеры: в советские времена он издал с десяток книг прозы. Роман "Пушкинский дом" стал классикой и переведен на множество языков.
Он увенчан наградами – от советского ордена "Знак Почета" и двух Государственных премий РФ до французского ордена "За заслуги в искусстве и литературе". И множеством литературных премий, отечественных и зарубежных: премии Андрея Белого, премии "Северная Пальмира", Пушкинской премии фонда А. Тепфера (Германия), Царскосельской художественной премии, премии за лучшую иностранную книгу года (роман "Пушкинский дом") (Франция) и др.
Юнна Мориц:
— Андрей. Битов. Ушёл в иные миры. Всё остальное – прекрасный прозаик, великолепный стилист, автор "Пушкинского дома", рассказов, эссе, замечательной книги про Армению, общественный деятель, лауреат множества премий, российских и зарубежных, - список хрестоматийных заслуг, талантов, ролей, поступков, "измов", не исчерпывающих тайну Личности, красивой и сильной.
Главная премия – Время. Время жизни страниц и строк, которое не кончается, не исчезает, а дышит любовью, благодаря Читателю.
В 1963 году в своей книге "Записки из-за угла" Битов пророчески написал: "Я могу представить себе все, что угодно, включая всемирную славу". Так и случилось: его тексты живут уже более полувека, и читает Битова уже четвертое поколение. Не последнее – это точно.