История НЕ СКИФЫ МЫ
Или скифы и азиаты, ка
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

НЕ СКИФЫ МЫ
Или скифы и азиаты, как писал поэт? С раскосыми и жадными…

25 марта 2018 | Автор: Алла ЛЕСКОВА
35094
4544
-

НЕ СКИФЫ МЫ

Многие ученые, например, считают, что глаза были вовсе у скифов не раскосые, а вполне себе славянские,  и вообще – скифы это те, от которых все славянские племена и пошли. И в языке много общих корней,  и еще много всего другого, общего.  В чем одни ученые уверены,  а другие им говорят – вы вообще в своем уме? И другую версию выдвигают, совсем далекую от этой. А поскольку ученых много, больше, чем скифов было, то есть – тьмы и тьмы и тьмы и тьмы, то попробуйте, сразитесь с ними!

Не советую.  Каждый на себя одеяло тянет. И чем больше слушаешь и читаешь скифоведов, тем больше вопросов возникает.

 

Тьма вопросов. А ответа и одного, к истине приближенного, не наберется. Но если и наберется, то как узнать – истинный это ответ или так…  Поди проверь, что называется.

 

И чем глубже погружаешься в пучину знаний, или того, что ими считается, чем больше падаешь в глубь веков – тем темнее кромешная эта тема.

 

Вот есть игра  известная. Овощь – огурец. Фрукт – яблоко.

 

Скифы – дикие, древние, раскосые, племена-кочевники. Курганы и золото. И Блок.

 

Но что интересно…

 

Обнаружила я  забавный феномен. Все нормальные люди, особенно женщины, склонны или скрывать, или уменьшать свой возраст. (Говорят, женщин, которые называют спокойно цифру  в определенном возрасте, надо опасаться. От такой хорошего не жди…  Так говорят. Надеюсь, шутят, потому что я спокойно называю возраст, но вроде меня никто не боится, даже обидно).

 

А все народы, особенно немолодые, с точностью до наоборот, склонны свой возраст делать самым древним на планете.

 

Мы самая древняя цивилизация!

 

Нет, не вы, а мы! 

 

Какие еще вы, когда мы? Самые древние-предревние и самые цивилизованные, культура наша самая культурная, от нее все пошло, в том числе и человечество у нас зародилось. А где же еще!

 

Люди, повторюсь, уменьшать склонны возраст, а народы – наоборот.

 

Как минимум, забавно. Но забавно до тех пор, пока не узнаешь, что мир полон… скифанутых, что называется, на всю голову.

 

То есть, народы борятся за право своей принадлежности к каким-то почти мифическим скифам, которые то ли были, то ли не были.  Была ли эта культура и цивилизация, а если была, то откуда появилась (откуда?) и куда  вдруг испарилась (куда и как?).

 

Все хотят быть потомками скифов, как будто это какой-то великий, неоспоримый знак качества нации. Еще забавнее, чем с возрастом, правда?

 

Как будто, если их скифами признают, потомками то есть, то все золото скифов им достанется, все курганы темные и все изобретения, уникальные, между прочим. Если, опять же, верить разноголосым  источникам.

 

Скиф-врачеватель. Художник Евгений Край

Посмотрела я документальный фильм про скифов, один из, а  потом почитала комментарии.

 

Столько удовольствия давно не получала.

 

Во-первых, в комментариях под фильмом всевозможные национальности жутко переругались, с матом и посыланиями. Каждый с пеной у рта и кучей аргументов и документов доказывал оппоненту, что именно его народ – потомок скифов. А другой, с такой же пеной и пачкой исторических подтверждений, ему затыкал рот и говорил – ахахаха, это вы-то скифы? Да вы себя в зеркале видели?

 

Ужас, как они  там ругаются за право этой чести.

 

И вдруг появляется комментарий на чистом украинском языке написанный, где украинский парень пишет спокойно – пока вы тут все ругаетесь, я вам страшную вещь скажу. Только не обижайтесь.

 

На самом деле, пишет этот парубок, скифы – пра-пра-пра-прадеды наши,  украинские. И опять масса аргументов и доказательств.

 

При этом комментаторы ничем от ученых не отличаются, разве что ученые не матерятся публично так. Никто ничего не знает точно, но все знают всё. Скифанутость налицо.

 

И все же тема интересная, меня она захватила и я чуть тоже не скифанулась на этой почве….

 

А интересна она тем, во-первых, что  ею «болел» серебряный век.

 

Поэты любили скифов.  Блок, Цветаева, Брюсов…

 

Марина Цветаева

СКИФСКИЕ

 

Из недр и на ветвь – рысями!

Из недр и на ветр – свистами!

 

Гусиным пером писаны?

Да это ж стрела скифская!

 

Крутого крыла грифова

Последняя зга – Скифия!

 

Сосед, не спеши! Нечего

Спешить, коли верст – тысячи.

Разменной стрелой встречною

Когда-нибудь там – спишемся!

 

Великая – и – тихая

Меж мной и тобой – Скифия…

 

И спи, молодой, смутный мой

Сириец, стрелу смертную

Леилами – и – лютнями

Глуша…

Не ушам смертного –

 

(Единожды в век слышимый)

Эпический бег – Скифии!

11 февраля 1923

 

 

Или Валерий Брюсов.

МЫ - СКИФЫ

(отрывок)

Мы — те, об ком шептали в старину,

С невольной дрожью, эллинские мифы:

Народ, взлюбивший буйство и войну,

Сыны Геракла и Эхидны,— скифы.

Вкруг моря Черного, в пустых степях,

Как демоны, мы облетали быстро,

Являясь вдруг, чтоб сеять всюду страх:

К верховьям Тигра иль к низовьям Истра….

1916

 

Блока все в школе проходили… Помним.

 

Да, ведь и Андрей Белый…. Даже вступил в литературную группу «СкифЫ»,  написал немало эссе и статей на эту тему, она занимала  значительное место в его мировоззрении и творчестве.

 

И вот не покидает чувство, что существование скифов кажется более реалистичным, когда читаешь поэтов, чем...  когда слушаешь ученых. И что именно такими они были, какими поэтам виделись и слышались. Великая магия искусства?

 

Между тем, ученые не успокаиваются. Как все загадочное и неведомое, тема скифов притягивает и притягивает.

 

Ведь есть  и весомые аргументы у них, конечно, есть, пусть и не так много, пусть спорные они.

    

Скифы. Художник Евгений Край                                        

Очень интересовались скифами греческие историки.  Больше всего меня привлекло в их описаниях скифских феноменов жизни и культуры  вот что - отношение скифов к дружбе. Покровителями, божествами дружбы считали скифов греки.

             

                        Иметь больше двух-трех друзей – это распутство.

 

Например, в сочинении Лукиана «Toxaris sive Amicitia» (Токсарид, или Дружба) представленном в виде диалога между скифом Токсаридом и греком Мнесиппом о дружбе есть интересные сведения о том, что же такое была дружба у скифов в древности:

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63 Итак, знай, что скифы ничего не признают выше дружбы, что ни один скиф ничего не станет так восхвалять, как разделение с другом его трудов и опасностей; равным образом у нас считается самой тяжкой обидой, если тебя сочтут изменником дружбе. Оттого мы и почитаем Ореста с Пиладом, выдававшихся в этой близкой скифам добродетели и отличавшихся дружбой, — этим мы более всего восхищаемся. Поэтому мы прозвали их «Кораки» — на нашем языке это все равно, что сказать «божества, покровители дружбы»».

 

Соревнуясь в убеждении друг друга в более достойном отношении к дружеским чувствам и тот, и другой приводят аргументы и доказательства своей правоты заслуживающие внимания хотя бы тем, что все они могут быть приняты таковыми. Но наиболее интересен эпизод речи Токсарида. Вот скиф упрекает грека:

 

9d9c8776eeb0935bf25a2c22d5427c63Прежде всего, я хочу тебе рассказать, каким образом мы находим себе друзей. Не на попойках, как вы, или из тех, что росли вместе или были соседями. Нет, когда мы видим какого-нибудь человека, доблестного и способного совершать великие подвиги, мы все спешим к нему, и то, что вы считаете необходимым делать при сватовстве, то мы делаем, ища друзей. Мы усердно сватаемся, делаем все, чтобы добиться дружбы и не показаться недостойными ее».

 

Скифы закрепляли дружеские узы специальным ритуалом. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью самих друзей, а затем выпивалось ими после определенных клятв. Скиф не мог иметь больше 2-3 друзей, иначе он считался чем-то вроде распутной женщины.

 

А ведь, если вдуматься, то с возрастом и мы приходим к двум-трем, а то и одному другу. Но зато проверенному, настоящему. Скифы   же (давайте поверим, так хочется!) изначально выбирали друзей  серьезнее, чем невесту. И я сними согласна.

 

И  все же  давайте  попробуем довериться историкам, ведь в наследство человечеству достались свидетельства древних летописцев и многочисленные находки археологов.

 

ЧЕМУ СКИФЫ НАУЧИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


Историки буквально по крупицам собирают сведения о скифах. О золоте скифов знают все или почти все. Артефакты из курганов - украшение любого крупного музея мира, начиная с Эрмитажа.

 

О золоте – да, но есть ведь и иное скифское наследство,  о котором мало кто знает. Первые штанишки и рукава, первые всадники на континенте и первые конезаводчики с таким генетическим разнообразием лошадок, что и не снилось нынешним; первая парная баня, с коноплей, скрабами, эфирными маслами, первое седло-подушка, стремена, поводья, первый так называемый «боевой» пояс...  

 

Трапеза скифов. Художник Евгений Край

 

Признаюсь, я позавидовала скифам по части их беспробудных, с детства, возлияний, поскольку очень хочется иногда, а нельзя.

 

Геродот пишет, что не только взрослые скифы-воины упивались до беспамятства, пили с самого раннего детства мужчины и женщины, дети и старики. То, что даже в те дикие времена у других народов было постыдным, служило скифам предметом гордости.  

 

То есть, и в этом у них были свои предпочтения и свобода. «Вам стыдно, а для нас – ценно».

 

И все же – в каком народе оставили свой след скифы? Неужели бесследно исчезли?

 

И опять. Это вопрос веры ученым.

 

Вот две цитаты авторитетных ученых, французского и нашего.


Жорж Дюмезиль — лингвист, мифолог (Франция):


"Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан кавказцы-осетины.Они - последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами".


Сергей Арутюнов — этнолог, историк, археолог, член-корр РАН:


 "…Это как матрешка: вы открываете киммерийскую куклу и вынимаете скифскую куклу, потом вы открываете скифскую куклу и вынимаете оттуда сармата, потом вы открываете сармата и вынимаете оттуда алана, потом вы открываете алана и вынимаете оттуда уж совсем маленькую последнюю куколку – осетина".


Давайте поверим! Так хочется думать, что были. Что не бесследно исчезли. Что матрешка эта, о которой Сергей Арутюнов пишет, бесконечна….

 

Ведь мы уже знаем, что ничего не знаем.

 

Автор: Алла ЛЕСКОВА
Иллюстрации: ©Хамид Савкуев, © Евгений КРАЙ

 

Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа