На тропе адыгагъэ.

AmenetAmenet
7 февраля 2015 | 09:02

От всей души поздравляю Газия Кушуковича Чемсо с 65-летним юбилеем!

Адыги в нашей стране и далеко за ее пределами ценят Вас за беззаветное подвижническое служение делу адыгов, за неустанный труд на пути адыгагъа. Желаю творческих успехов, здоровья, благополучия во всем!


Жизнь преподносит сюрпризы и одним из таких красивых подарков судьбы стала встреча с Газием Чемсо. Хочу отметить, что семья Чемсо уникальная. Все три брата – Газий, Хазрет, Аюб и три сестры Сулиет, Света, Римма живут в соответствии с Адыгэ Хабзэ. Они отдают свою душу, время и финансовые средства делу адыгов, образно говоря, постоянно находятся на тропе адыгагъэ. Газий один из активных участников акции переселения адыгов из Косово, Аюб в составе кабардинских добровольцев воевал за свободу и независимость Абхазии, получил боевые награды. Хазрет сделал очень много по организации массовой поддержки правого дела братского абхазского народа.


Благодаря таким людям, как Хазрет, в Панахесе и соседних аулах обустроено более 30 семей адыгов из Сирии с численностью порядка 140 человек, 25 детей пошли в школы и садики, более 10 поступили в учебные заведения Адыгеи и города Краснодара, четверо создали семьи. Все трудоспособные мужчины, немало женщин трудоустроены, в ауле Панахес организованы курсы русского языка.


За братьями стоят самые надежные и верные люди – сестры, которые на своих плечах и через свою душу пропускают все, через что приходится пройти братьям. Хочется отметить жену Газия – Аллу и дочерей – Бэллу и Асю, которые своим душевным теплом и любовью вдохновляют супруга и отца на нелегкие дела.


В процессе общения с Газием и его младшим братом Аюбом я прочувствовала, что восприятие людей и жизни в этой семье очень мягкое, нежное, доходящее до хрупкости. Газий относится с большой любовью и теплотой к своему народу, ему важно, чтобы адыги имели будущее как народ, чтобы они не потеряли себя, не утратили свой язык, лучшие традиции. Он любит повторять высказывание художника с мировым именем Михаила Шемякина-Карданова, с которым лично знаком: «Я хочу, чтобы люди мира знали, что есть такая страна – Черкесия».

Газий Чемсо рассказывает про свой род: «Род Чемсо (Чэмышъо) принадлежит к адыгам-шапсугам. Первое письменное упоминание о нашем роде в форме Дчемфе-р относится к 30-м годам 19 века. По преданию род Чемсо восходит к роду Ачегу – Ак1э1у. Род Чемсо до переселения на равнину жил на реке Абин, что находится в 70-80 км от Краснодара в юго-западном направлении. Видимо часть рода жила в верховьях реки Аше, о чем свидетельствует топоним «Чэмышъомэ яхэп1эжъ» (старая усадьба – место жительство Чемсо). В песнях и рассказах о борьбе Черкесии за свободу и независимость воспевается имена трех героев из рода Чемсо – Исмаила, Хапука и Смеля. В настоящее время представители рода проживают в аулах Хаштук, Афипсип, Панахес, расположенных в 20-25 км юго-западнее г. Краснодара в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, в ауле Пшичо Шовгеновского района, в 60 км от Майкопа в северном направлении, в городах Майкопе, Ставрополе, Тольятти, а также в Турции (Анкаре, Инегеле, Дюздже, Самсуне), в Израиле (Кфар-Кама), Сирии (Мардж-Султан), в США (штат Нью-Джерси).


Аюб Чемсо в книге «Гривенно-Черкесская станица» в главе «Бумажная пуля» поведал одну знаменательную историю про своего предка: «…в октябре 1892 года десятка два семей из числа бывших жителей станицы Гривенно-Черкесской расположились на окраине аула Панахес. Сделали привал (кугъолъ), стали ждать дня, когда соберутся жители аула и вынесут решение об их принятии в свои ряды  или об отказе в этом. Отправили более смышленных мужиков, как говорится в разведку, чтобы узнать у наиболее влиятельных лиц их позицию в данном вопросе. Выявили двух авторитетных мужчин – Зачерия Хагура и Куйжия Чемсо. Узнали, что оба категорически против принятия гривенцев, что с ними разговаривать на предмет изменения их позиции не имеет смысла, особенно с К. Х. Чемсо. Утром, выйдя из дома, чтобы пойти на сход, Куйжий напротив своего дома увидел лежащего под забором мужчину. Подойдя поближе, он узнал в нем Зачерия Хагура. На вопрос, зачем он лежит, тот ответил: «О, Куйжий, что мне делать? гривенцы ранили меня. Бумажные пули прошлись по всему моему телу и застряли во внутреннем кармане. Вот, смотри». И, расстегнув шубу, он показал деньги. Куйжий серьезно обругал незадачливого Зачерия и сказал ему, что с продажным человеком ему нечего делать на собрании. И в тот же день, когда решалась судьба гривенцев, Куйжия не было на сходе». Потомки Куйжия Чемсо унаследовали его принципиальность, твердость характера, неподкупность и верность истине, стремление действовать на благо общества, народа. Не случайно отрасль Чемсо, к которому относится Газий, и сегодня аульчане называют «Къуйжъыекъохэр». И Газий в детстве, как рассказывают, на вопрос чей же он сын, отвечал: «Къуйжъые сырик1ал», т. е. «Куйжия сын».


Меня поразил до глубины души ответ Газия Чемсо на вопрос: «О чем Вы мечтали с детства?».

«Мне часто снятся горы, - говорит Газий, - то обнаруживаю, что мой аул находится в горах -  в такие минуты я испытываю такую гармонию души и тела, что не хочется выходить из сна – то завидую тем, кто живет в горах. У меня такое ощущение, что, покидая горы, мои предки оставили в них свои души. Я чувствую каждой клеткой тела, всеми фибрами души, что «в горах мое сердце». Мне нравится это выражение, которое я заимствовал у писателя и драматурга Уильяма Сарояна. Как трудно жить, когда душа и тело врозь! Каково сотням тысяч и миллионам адыгов, удаленным от родных гор тысячами километров да несколькими государственными границами?! Не знаю, когда и в каком возрасте начал я думать об этих серьезных вещах. Мне кажется, что я живу с этими думами всю жизнь. Просто, они меня никогда не покидают, они меня преследуют. С молодости я мечтал  не о том, чтобы стать хорошим учителем, или агрономом, или врачом; я хотел что-то хорошее сделать для своего народа. И поручение первого президента Республики Адыгея Аслана Алиевича Джаримова быть его представителем в Федеральной «команде» по переселению наших соотечественников из опаленного войной Косово в Адыгею, я воспринял как подарок судьбы».


1779569_10203104709077287_1524433726_n
                                        Хаджет Исмаиловна Чемсо

 

Газий вспоминает: «Мама очень тепло относилась к роду Чемсо. Урожденная Мамхо (Мамхыгъ), из 90 лет, прожитых ей, 70 она провела среди Чемсо, родив и воспитав шестерых детей -  слава Богу, все они живы. Кто бы к нам не приходил, не хотел уходить из нашего дома. Несмотря на тесноту, другие неудобства быта, она часто приглашала тетушек моего отца, и они неделями жили у нас, окруженные вниманием и заботой. И всем было хорошо и комфортно. Потому что любили и уважали друг друга. А последние два десятилетия зачастили к нам однофамильцы из-за рубежа. И к ним моя мать относилась очень душевно, как к своим детям и внукам, она провожала их со слезами на глазах, призывая вернуться навсегда». 


1503578_10203109354993432_2072727862_n

                    Кушук Умарович Чемсо


Газий Чемсо с большой любовью и теплотой вспоминает об отце: «Отец рано осиротел, вернулся с войны на пепелище - дом был сожжен. Может быть от того, что родителей потерял рано, он  с такой безмерной любовью относился к нам, что мама иногда даже вынуждена была его стыдить. Но, несмотря на эмоционально окрашенные теплые отношения между ним и детьми, он был требователен к ним. Отец акцентировал внимание на то, что человек не должен жить только своими интересами. Его должны заботить интересы родственников, соседей, общества, в котором живет. Он считал, что для адыгского мужчины приоритетом должны быть проблемы народа, и часто повторял: «Уилъэпкъ фапш1эрэр ш1эгъэ пстэуми анахь лъап1» - «То, что ты делаешь для своего народа, самое ценное из твоих дел».


Хочется отметить, что Газий со своей супругой Аллой передали своим дочерям все, чему научили их старшие. Встречи и беседы с Бэллой и Асей оставили у меня самые приятные впечатления. Они истинные дочери своего отца. Владеют хорошим адыгским языком, читают и пишут на нем, знают лучше многих взрослых мужчин историю и культуру своего народа, относятся к ним трепетно, с любовью.

cd7b282d199e04ffac7c9febd6203995_3264_1952_1

                               Газий, Алла и Бэлла Чемсо


А с Асей, младшей дочерью, вряд ли кто может состязаться по знанию истории своего рода.

 

10418521_10205892749536556_4856801301732012558_n

                                                 Ася  Чемсо

В ранге первого заместителя министра печати, информации и общественно-политического прогнозирования Республики Адыгея, а через год и в должности министра культуры, Газий Чемсо принял непосредственное участие в трудной и гуманной акции по репатриации адыгов из Косово, акции, которой может гордиться и маленькая республика Адыгея, и большая Российская Федерация. Восприняв эту задачу, как важную миссию своей жизни, Газий направил свои силы, знания и твердость духа на решение задачи возвращения изнуренных войнами и скитаниями по белому свету соплеменников на родину предков.

9cf287849f0da3945550c2e9b75e99c9_3264_1952_1
                                             Газий Чемсо и Аслан Джаримов

Ответственный и сильный духом, он уехал в Косово от пожилой матери, которую только что прооперировали. Потому что он понимал, что должен выполнить важную миссию, был убежден, что его мать понимает эту ситуацию. Он был мужчина, на которого надеялись 200 адыгов Косово, которых не мог подвести, предать их надежду. Газий Чемсо в книге «Псыкъик1ыжьым илъэгъохэщхэр», вышедшей на четырех языках – адыгском, русском («Возвращение»), турецком и арабском, и удостоенной Государственной премии Республики Адыгея, рассказал, как это происходило.
 

Творческий талант и организаторские способности Газия Чемсо проявились наиболее полно на посту Министра культуры Республики Адыгеи, который он занимал трижды на протяжении восьми лет, пока он не попросил Главу Адыгеи Аслана Китовича Тхакушинова освободить его от занимаемой должности. Хотя при каждой смене руководителя республики по результатам выборов, он уходил в отставку, но вновь спустя 2-3 года, приглашался и назначался на ту же должность.
 

В чем, все-таки, можно было выразить его востребованность, почему высшее руководство республики, рассматривая кандидатуры на должность министра культуры, вновь и вновь возвращалось к нему?
 

На мой взгляд, самый главный фактор, обеспечивавший его востребованность, кроме, деловых, конечно, - человеческий. Как отмечают люди, которые с ним проработали все эти годы, Газий Чемсо не любил тех, кто пытался командовать культурой, не делал этого и не позволял другим, считая, что главной задачей управленца в культуре заключается в том, чтобы создать условия, исходя из имеющихся возможностей, при которых наиболее полно могли проявить себя творческие люди. Газий Чемсо любил и уважал людей культуры и искусства, ценил их труд. Все это обеспечивало доверительное отношение творческой интеллигенции к власти, что важно для высшего руководства, дух созидательного, а не иного соперничества между отдельными деятелями культуры и искусства и творческими коллективами, как часто бывает в этой эмоциональной среде. Газий Чемсо видел главную задачу  министерства культуры в работе по сохранению традиционной национальной культуры.
 

А в чем выразился его успех?
 
Был создан национальный театр, как самостоятельная единица, присвоено ему имя основоположника адыгейской драматургии и национального театра Ибрагима Цея. Воссоздан был и русский театр, на базе которого сформировался профессиональный театр Адыгеи. Был создан в г. Майкопе филиал ГИТИСа, который подготовил практически костяк ныне работающего творческого коллектива национального театра. Министерство культуры пошло на это, не потому что не понимало преимуществ обучения талантливой молодежи в Москве, а потому что учло отрицательный опыт других регионов, которые обучили студии в столице, но не получили их обратно. Дело в том, что это были времена, когда все, особенно молодежь, устремились в крупные города за длинным рублем. Студийцы во время учебы находили работу и оставались в мегаполисе. А министерство культуры Адыгеи выбрав другой вариант, сумело сохранить весь состав выпускников студии для своего театра.
 

Были приняты меры по кадровому укреплению Государственного ансамбля народной песни «Исламей», который наряду с Государственным ансамблем народного танца «Нальмес» стал визитной карточкой Республики Адыгея, ныне является лауреатом премии Правительства России, множества международных фестивалей и конкурсов.
 

Благодаря определенным усилиям руководителя ведомства наполнились новым содержанием программы республиканской школы искусств имени К. Тлецерука: в школе было создано отделение адыгских народных музыкальных инструментов, преобразованное спустя несколько лет в фольклорное отделение. Вопреки ожиданиям «радетелей» адыгской культуры этот шаг полностью себя оправдал. Многие выпускники школы успешно продолжают учебу в средних и высших специальных учебных заведениях, аспирантурах, пополняют национальные творческие коллективы.
 

Важным шагом в возрождении традиционной, музыкальной культуры явился международный фестиваль адыгской песни, начало которому было положено в бытность Газия Чемсо министром культуры. Впоследствии этот фестиваль трансформировался в фестиваль адыгской культуры, обогатившись другими жанрами.
 

С деятельностью Газия Чемсо в ранге министра связано начало строительства постоянных экспозиций в Национальном музее Республики Адыгея. Новое здание музея простояло более семи лет без единой экспозиции. Работал только выставочный зал. На посту министра культуры Газий Чемсо решил вопрос о совместном финансировании строительства постоянных экспозиций из федерального и республиканского бюджетов. И за два года появились два замечательных зала по этнографии. И дальше пошло дело в заданном направлении.  Все это делалось  не в ущерб каким-то жанрам или определенным творческим группам. Успешно, при полной финансовой, методической и моральной поддержке министерства работали и развивались Государственный симфонический оркестр, Государственный оркестр русских народных инструментов «Русская удаль», коллектив Государственной филармонии, Камерный музыкальный театр им. А. Ханаху и т. д.
 

Одной из серьезных проявлений возросшего уровня профессионализма творческих коллективов республики и отдельных мастеров искусств явилась постановка собственными силами первой национальной оперы «Раскаты далекого грома» композитора, народного артиста России Аслана Нехая по одноименному роману народного писателя Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, лауреата государственных премий СССР и России Исхака Машбаша, которая осуществлена по инициативе Газия Чемсо. Работа над оперой, а в нее были вовлечены все лучшие творческие силы республики, заставила всех участников поработать серьезно, способствовала  повышению  их профессионального уровня.
 
Газий Чемсо, практически, все годы работы министром культуры возглавлял Координационный совет по культуре и искусству Северокавказского и  Южного Федерального округов, был членом Президиума Координационного Совета по культуре и искусству Министерства культуры  Российской Федерации.
 

Газий Чемсо ушел на пенсию. Его «не ушли», он сам ушел. Но не для того, чтобы сидеть сложа руки. Газий Чемсо продолжает заниматься любимым делом, влиять на культуру своего народа. Возглавил Фонд содействия сохранению историко-культурного наследия «Наследие», учредителем которого является его брат Хазрет Чемсо. В планах фонда издание интересных книг, статей по истории и культуре адыгов, проведение других мероприятий, которые помогут нам лучше и больше узнать о своем народе, стать духовно богаче.
 

Газий Чемсо ведет свой Блог на сайте фонда черкесской культуры им. Ю. Х. Калмыкова, где выступает с интересными публикациями по этнографии, проблемам сохранения родного языка.
 
Фонд, который возглавляет Газий Чемсо, инициировал строительство памятника единственному адыгу -  полному Кавалеру ордена Славы М. Н. Схакумидову в а. Панахес.

Газий Чемсо координирует работу по сооружению памятника народному герою, одному из легендарных организаторов массового сопротивления адыгов в период их борьбы за свободу и независимость родины Кизбечу Шеретлуко-Щэрэл1ыкъо Тыгъужъыкъо Къызбэч в а. Афипсип, инициатором которого является группа видных  ученых и общественных деятелей Адыгеи.