Люди ГРИГОРИЙ ТАДТАЕВ: "В МУЗЫКЕ ВСЕ ЗАВИСИТ
Меню
Горец года 2017 Предлагайте! Выбирайте! Участвуйте! Голосование открыто →


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

ГРИГОРИЙ ТАДТАЕВ: "В МУЗЫКЕ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТАЛАНТА, ВОЛИ И УДАЧИ"

13 мая 2016 | Антонина СИДОРОВА
23069
81
-

Григорий Тадтаев

Выбор музыки, хоть и был, по его признанию, почти случайным, оказался снайперски точным. Преподаватели поражались его работоспособности, восхищались внутренней культурой, сразу заметили несомненный дар и предрекли большое будущее. И не ошиблись: с ранних лет он участвует в конкурсах и собирает призы, выступает на концертных площадках России и Европы, а в скором времени  едет на  гастроли в США с известным питерским «Клевер-квартетом». Он буквально живет музыкой, дышит ею, и музыка отвечает ему взаимностью. У него захватывающие перспективы и четкие планы. И есть время для осуществления заветной мечты и масштабных проектов –  ведь Григорию ТАДТАЕВУ всего 23. 

 

Мы встретились с Григорием после концерта в консерватории – буквально полчаса назад он играл Бетховена  и Пьяццолу, вызывая крики «Браво!». Музыкант не выглядит уставшим, наоборот полон энергии. Через два часа ему предстоит дорога, а пока, в ожидании поезда на Санкт-Петербург, мы беседуем и он рассказывает «ГОРЦУ» о том, как музыка стала смыслом жизни.

 

 

— С сентября 2015-го я аспирант Московской консерватории. Для меня это очень значимо и я получаю огромное удовольствие от учёбы и пребывания в этом энергичном городе. Жизнь здесь кипит, от меня, как от музыканта, требуется многое, и мне это нравится, это дисциплинирует.

 

До Москвы вся моя жизнь была связана с Санкт-Петербургом. Я родился в этом городе, там живёт моя семья, там я получил музыкальное образование — сначала в музыкальной школе легендарной питерской консерватории, а затем и в самой консерватории. Теперь я в Москве и приходится курсировать между двумя столицами. Люблю оба города, хотя они очень разные. В Питере все более свободное -  и стиль общения, и даже стиль одежды. Я, например, до Москвы не носил костюмы, а теперь вот приходится привыкать (с улыбкой пожимает плечами в пиджаке). А если серьезно, и здесь, и там большая концентрация талантливых людей, это вдохновляет и заставляет за ними тянуться.

 

 

ПЕРВАЯ СКРИПКА

 

Григорий Тадтаев

 

В каком-то смысле то, что я выбрал музыку – эксперимент. В эту профессию чаще всего идут дети из семей музыкантов. Многие из тех, с кем я учился — сначала в музшколе, потом в консерватории — с детства знали, что будут музыкантами. Я – нет, у меня все получилось случайно. Мои родители, конечно, к музыке неравнодушны, но профессионалов в этой сфере у нас никогда не было. Говорят, только прадедушка играл на старинном осетинском инструменте (аналоге скрипки). У него была тяжелая судьба, и когда он проникновенно играл, люди не могли сдержать слез. Такая у нас семейная легенда.

 

В детстве папа мне сказал: «Тебе нужно играть на каком-то инструменте для общего развития», и отвел в обычную районную детскую музыкальную школу. После прослушивания встал вопрос о выборе инструмента. Предложили скрипку или фортепиано на выбор. Мне тогда казалось, что скрипка – это от слова "скрипеть". Скрипеть не хотелось (улыбается). Но папа переубедил, и я начал учиться. Мы сделали этот шаг в неизвестность, полностью не осознавая, что отныне вся моя жизнь будет связана с таким серьёзным делом. Не предполагал, как это сложно. Если бы знал тогда, возможно, испугался бы (с улыбкой).

 


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ХОГВАРТС

 

Все случайно и неслучайно одновременно. В третьем классе учительница Лариса Николаевна Буяновская сказала мне: «Гриша, тебе надо попробовать поступить в спецшколу при консерватории?» Так совпало, что вскоре я попал на концерт учеников этой школы и был совершенно очарован ими. Это были, как мне тогда показалось,  особенные дети, они творили волшебство! Это было так интересно и так зажигательно! И я понял, что тоже хочу играть как они, и выступать на сцене так, как они. Мне казалось, что школа, в которой они учатся, это как Хогвартс, как школа музыкальных волшебников. В-общем, мы с родителями решили поступать.

 

Помогла подготовиться и достойно выглядеть на вступительных экзаменах Анна Михайловна Орехова, которая и потом очень мне помогала как педагог. После экзаменов, я уехал на каникулы к родным в Осетию. Свежий горный воздух и детские игры со сверстниками быстро выдули из моей головы все мысли о музыкальных планах и я о них начисто забыл. И тут звонок: вы поступили! И снова удача: меня взяла к себе в класс замечательный педагог Вера Арнольдовна Добрынина.  Друзей в новой школе я нашел очень быстро и нам было здорово вместе во все годы учебы. В этой школе и правда, учатся особенные дети. Главное, что меня удивило с первых дней и до конца учебы – удивительная творческая атмосфера, где вся конкуренция на сцене, а в жизни мы все были друзьями, большой семьей.

 

Григорий Тадтаев - третий слева





За кулисами конкурса. 3-й слева  - Григорий Тадтаев 


 

Почти все мои одноклассники – сегодня лауреаты международных конкурсов, очень многие из них востребованы и здесь, в России, и на Западе. Мы до сих пор встречаемся, общаемся, получается интересно и зажигательно.

 


ИНЫЕ

 

Многие считают, что жизнь музыканта – это залитая светом сцена и аплодисменты, и мало кто задумывается, каким трудом эти аплодисменты даются. Для успеха в музыке нужны талант и воля. А еще удача. К счастью, такие понятия как "раскрутка", "пиар" - не относятся к классической музыке. Никакая протекция не поможет, если нет таланта. Нужны ежедневные многочасовые занятия на инструменте, необходим обмен опытом.

 

Быть музыкантом – это значит жить в определённом ритме. Большую часть времени мы уделяем занятиям на инструменте, это необходимо. Но для достижения результата этого недостаточно. Помимо специальности, музыкант должен образовываться духовно и держать себя в хорошей физической форме, ведь это многочасовой, каждодневный труд. Звучит всё очень просто, но достичь такого баланса между интенсивной работой и правильным отдыхом почти невозможно. Большой удачей в моей жизни считаю возможность с детства каждый год отдыхать и набираться сил в горах Осетии. 

 

Замечательным примером для нас, молодых, является Валерий Гергиев. Мне довелось наблюдать за тем, в каком запредельном ритме живёт и работает этот человек, и это не может не вдохновлять. Недавно был на концерте Сергея Стадлера, он играл все произведения Петра Ильича Чайковского, написанные для скрипки с оркестром. На протяжении всего концерта, выступая в качестве и солиста, и дирижёра, он не отпускал внимания публики и передал всю философию и красоту этой великой музыки. Мастер. Все выдающиеся музыканты, которых видел, выделяются из толпы. Они иные. Они не боятся работать.

 


ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

 

Музыке уделяю почти все время. Проснулся, умылся, помолился, взял скрипку – и так до вечера. Это мой распорядок. Цель? Стать достойным музыкантом, профессионалом своего дела и гармонично существовать, жить в этой профессии. Сейчас я работаю над новой программой, хочу, чтобы у меня был большой репертуар. Очень помогают в этом смысле концерты, потому что они дают возможность обыгрывать, «обкатывать» новые вещи. Перед одним из недавних концертов я практически не выходил из комнаты, ни с кем не разговаривал, играл по 10 часов в день. Было даже отчаяние  – такая сложная программа! А потом вышел, сыграл и так счастлив был!

 

Григорий Тадтаев

 

Очень важно для скрипача найти свой инструмент. Я играю на скрипке моего педагога в Петербургской консерватории заслуженного артиста России, профессора Александра Станга. Этой скрипке 400 лет, она сделана знаменитым мастером Руджери! И Александр Григорьевич доверил мне его! Я очень благодарен ему за всё, чему он научил меня за эти годы. 

 

Здесь, в Москве, я учусь в классе народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. И это большая честь для меня. Эдуард Давидович из разряда людей, которые прожили 10 жизней за одну. Он дает своим студентам свободу и возможность развиваться и делать ошибки. Мне кажется, что и Александр Григорьевич, и Эдуард Давидович не просто педагоги.  Они, скорее, наставники. Надо следовать тем простым вещам, которые они говорят, и это обязательно даст результат.

 


"КЛЕВЕР-КВАРТЕТ"

 

Это было в октябре 2014-го, я тогда выступал на международном конкурсе им. Леопольда Ауэра. Перед финалом мне позвонили, предложили участвовать в гастрольном туре певицы Светланы Сургановой. Звонил Игорь Ботвин (виолончелист нашего коллектива, «Клевер-квартета»). Мы встретились, обсудили, и я согласился. С этого все и началось.

 

 

Клевер-квартет





"КЛЕВЕР-КВАРТЕТ"

На переднем плане - Григорий Тадтаев, 1-я скрипка.Слева-направо: Владимир Шуляковский (2-я скрипка), Кристина Васильева (альт), основатель квартета Игорь Ботвин (виолончель), композитор и пианист Мурат Кабардоков.




 

У нас отличная команда. С композитором и пианистом Муратом Кабардоковым мы давно знакомы, он  талантливый, перспективный парень. Его музыку исполнять – одно удовольствие, она спокойная, созерцательная. Я еще и как-то легче к ней отношусь, это не так смущает, как, например, играть Бетховена.  Там всегда волнуешься – это же Бетховен! Думаю, музыканты приходят к тому, чтобы и с классиками быть на «ты» - или на «вы», с уважением, но мне пока рано.  А Мурат – все-таки современник и ровесник.



МОЯ СЕМЬЯ

 

Мой папа осетин, мама – русская, наполовину полячка. Она из Мурманска, а он – из Цхинвала, из Южной Осетии. Познакомились они в Ленинграде. Учились вместе в Текстильном институте, оба инженеры-технологи, хотя не работают по профессии. Родители - это главные помощники для меня и моих брата с сестрой. Они полностью участвуют в нашей жизни и верят в нас. Моя сестра Анна - пианистка. В этом году она поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию и делает большие успехи. Наш младший брат Ясон тоже с детства занимался музыкой, он освоил виолончель. Сейчас он заканчивает школу и профессионально занимается академической греблей. Я тоже. кстати, занимался спортом -  борьбой, плаванием, есть разряды по этим видам спорта.

 

Григорий Тадтаев (в центре) в Цхинвале

 

 

 

 

 

 

 

На земле Южной Осетии. Григорий Тадтаев (в центре) на площади Коста Хетагурова в Цхинвале

 

Каждое лето мы все ездим в Осетию к родным. Осетины –  люди семейные и гостеприимные. На Кавказе вообще люди удивительные, они честолюбивые и гордые, но при этом – открытой души, такие доброжелательные! Эти качества поражают, когда приезжаешь. Язык знаю, себя чувствую осетином.  Я, конечно, очень люблю маму, Россию, Петербург – мой родной город, но я горжусь, что мои корни из Осетии. Я с детства наполнен рассказами, вижу  там огромный пласт культуры, люблю наши танцы, уходящие вглубь веков...  Мама очень хорошо готовит осетинские пироги, мы вообще живем по осетинским традициям, говорим дома на осетинском.

 

В последнее время гораздо чаще бываю в Осетии, т.к. появилась возможность активно участвовать в культурной жизни обеих Осетий – Южной и Северной. Администрация президента и минкультуры помогают в организации мероприятий. Мы серьезно к этому готовимся, ведь это государственные мероприятия, куда приезжают видные люди из всех кавказских республик.



ВОЙНА

 

 

В августе 2008-го, на момент военных действий, все мои близкие - мама, братья, сестры, родственники – все были там, в Осетии. Я тоже должен быть поехать 8 августа в Цхинвал, но 6 августа меня пригласили в Калининград на мастер-класс, я сдал билеты и уехал. Включаю в Калининграде телевизор, а там - салют. Оказалось, что не салют, а обстрел. Все это было ужасно, внезапно. Я стал связываться с отцом. Долго не верил, пока не приехал в Осетию и не увидел расстрелянный Цхинвал своими собственными глазами. Увидел наш дом, вернее руины, которые от него остались. Мои родные спаслись чудом: только их дядя увез, и через 10 минут в дом попал снаряд, разрушивший его дотла.

 

Несмотря на все горе и разрушения, которые принесла война и предыдущая блокада, почти 20-летняя, наш народ не пал духом и республика возрождается. Все мои друзья в Петербурге с радостью отозвались на предложение приезжать в Осетию летом с концертами. Эти выступления приносят большую радость и слушателям, и самим музыкантам. Надеюсь, это станет доброй традицией.

 


ПЛАНЫ

 

 

Планов много, из ближайших – поездка с квартетом в  Польшу, затем выступление в Мариинском театре и тур по США, который нам организовала Алла Арановская (председатель Общества им. Леопольда Ауэра).

 

Концерт

Концерт "КЛЕВЕР-КВАРТЕТА" в Московском международном Доме музыки. За роялем - композитор и пианист Мурат Кабардоков

 

Творчество в любом деле я очень люблю. Что касается личной жизни – то я всю жизнь нахожусь в состоянии влюбленности (смеется). Когда меня это состояние покидает –  становлюсь несчастным. Есть образ женщины, девушки, который присутствует в каждой – и я очень страдаю, потому что всего не охватить (смеется). Поэтому стараюсь оберегать себя от искушений. К девушкам отношусь с нежностью и уважением. Мне этого достаточно. Сейчас время для того, чтобы разобраться в себе.

Беседовала Антонина СИДОРОВА. Фото: архив Григория ТАДТАЕВА

© Федеральный познавательный журнал «Горец» 

Для тех, кто любит высоту

Также интересно:


·  «Клевер-квартет» из Санкт-Петербурга выступит с концертами в Америке

·  Звуки музыки для Москвы и Нью-Йорка. В преддверии тура в США «Клевер-квартет» выступит в Москве

·  Григорий Тадтаев удивил взыскательных московских меломанов

·  СВЯЗНОЙ КУЛЬТУР В МИРЕ МУЗЫКИ

 

 


Поделится:

Читайте также:

Комментариев: 0



# Вести с гор

Удивите нас своими фото!

Вы побывали в горах и вернулись домой с кучей фото? Присылайте нам свои шедевры на info@gorets-media.ru.
Лучшие мы опубликуем в наших коллекциях
Горцы мира и Заоблачный мир.

Вопрос один, а ответов четыре.
И только один из них правильный.
Его и надо найти.

Если верить песне, он «сердце оставил в Фанских горах»:

Владимир ВысоцкийВыбрать6% / 14
Юрий ВизборВыбрать64% / 147
Юлий КимВыбрать13% / 30
Тимур ШаовВыбрать17% / 40


В других СМИ
X
Авторизация Регистрация Востановление доступа