История АФРО-АБХАЗЫ
Вход Регистрация
Меню
Горец года 2019 Время голосовать
участвовать
Вход Регистрация


Увеличить/уменьшить шрифт
+A -a

АФРО-АБХАЗЫ

3 июля 2018 | Автор: Алла ЛЕСКОВА
41543
4167
-

АФРО-АБХАЗЫ

— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— Мы — не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

  (Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема")

 

В

сегда знала,  что в Абхазии с 19-го века жили эстонцы. Что есть там село «Эстонка»,  есть и другие села с эстонскими названиями, что когда-то они переселялись на опустевшую после   Кавказской войны землю в поисках лучшей доли…  Наконец, смотрела, как и вы, прекрасный фильм «Мандарин», там герой - абхазский эстонец…

 

Знала, что сумели  абхазские эстонцы частично сохранить язык, говорили  на забавной смеси русского с эстонским, но с кавказскими интонациями, акцентом.

 

Но чтобы африканцы! В Абхазии!

 

Да. В Абхазии есть несколько деревень с чернокожим населением, которое появилось там всего-навсего в 17-м или 19 веке (единого мнения нет).

 

Они говорят по-абхазски и считают себя абхазами.

 

Не миллионы лет назад появились эти люди там, а всего-то три или даже полтора века. И казалось бы, несложно выявить истоки и причины их появления на этой территории.

 

Но, как ни удивительно, ученые до сих пор, как они это любят делать по каждому поводу, спорят – откуда там появились негры, к какому народу они ближе? А мнения единого нет до сих пор, как будто речь идет о древних-предревних скифах…

 

Версий у ученых масса, и у народа легенд не меньше.

 

 

Историки сходятся, пожалуй, только в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке.  Хотя некоторые все же считают, что в 19-м. Но таких - меньшинство.

 

Популярна версия, что несколько сотен чернокожих рабов закупили и ввезли князья Шервашидзе (Чачба). Рабы нужны были им для работ на плантациях цитрусовых. Этот случай стал единственным опытом массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.

 

По другой, не менее красивой версии, негры-абхазы — потомки колхов. (Колхида). Однако вопрос  этот до сих пор открыт, достоверных свидетельств о вероятности хотя бы минимальной преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми нет. Как нет доказательств  существования негроидного населения в исторической Колхиде.

 

Некоторые склонны лелеять версию о происхождении  привезенных в Абхазию негров от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев.

 

Дмитрий Гулиа, известный абхазский писатель, в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и  радостно обнаружил, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.

 

Что ж, тоже красивое открытие.

 

Как и история с кораблекрушением.

 

Согласно этой, самой романтичной гипотезе, бытующей в абхазском народе, никакие князья не покупали рабов для выращивания мандаринов.

 

А  вовсе все было по-другому.

 

Однажды у берега Абхазии потерпел крушение корабль, перевозивший невольников. Чернокожих людей, рабов Османской империи, жадные до наживы торговцы планировали продать русским аристократам, уж больно много платили за такой экзотический товар. Но на Черном море случился шторм, он и помешал осуществлению этих планов. Многие невольники добрались до берега вплавь. Так что современные абхазские негры, не исключено, являются потомками людей, выживших в кораблекрушении.

 

Скорее всего, частично верна каждая из гипотез, и все же не покидает удивление, недоумение даже – почему  совсем недавнее по историческим меркам появление чернокожих рабов на  черноморском побережье Кавказа до сих пор серьезно не изучено и не имеет однозначного ответа…

 

Но во всем можно найти приятную, хорошую сторону. Потому что масса предположений и фактов сами по себе очень интересны.


Например, археологические артефакты  подтверждают, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. В абхазском эпосе можно найти «чернолицых джигитов, пришедших на Кавказ из южных земель».  Факты уже не отделить от легенд…

 

Известна легенда  и о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.

 

О! А вот и «наш Геродот».

 

В V веке до н. э. Геродот рассказывал о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест, отметив сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами.

 

Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда).

 

В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский».

 

И вот, ближе к нашему времени, в 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».

 

Всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. 1914 г.

Всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. 1914 г.

 


К счастью,  есть не только легенды и красивые версии, но и документальные свидетельства. Например, о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров.

 

Есть, параллельно, много местных легенд о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.

 

В общем, добрались и до Петра… Только до истины пока не добрались.

 

Кстати, эфиопскую версию любят писатели. Ее поддержал и Максим Горький, и абхазский писатель Самсон Чанба, одновременно один из руководителей Абхазской Республики. Писатели специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и почему-то решили: это, скорее всего, эфиопы.

 

Возможно, правы. Поскольку есть еще одно подтверждение эфиопской версии — тесные контакты между Россией и Эфиопией.

 

Они  начались еще во времена Алексея Михайловича и продолжились при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором.

 

Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами. Многие уже отдаленно напоминают своих предков, ассимилировались, смешанные браки также повлияли… Негритянские сыновья часто женились на абхазских девушках.

 

Абхазы спокойно относятся к тому, что потомки негритянских рабов считают себя абхазами, а родной язык абхазским. А что же с вероисповеданием?

 

И здесь нет единства.

 

В Абхазии существовали и негры-христиане, и негры-иудеи, и негры-мусульмане…

 

Свобода вероисповедания в действии, так сказать. И никакого расизма.

 

ФОТОИСТОРИЯ СЕМЬИ АБАШ (©Наира Абаш- Бобылева)

 

На  десерт вам письмо  Бараку Обаме от  «соплеменницы» из Абхазии.

 

Наиболее активные потомки африканского населения в лице начальника Собеса г. Сухуми Наиры Соболевой не упустили возможность  поздравить своего собрата по исторической родине с избранием на пост президента США. Письмо было опубликовано в газете «Эхо Абхазии» в ноябре 2008-го.

 

"Уважаемый господин Обама!

 

Я и моя семья присоединяемся к поздравлениям в Ваш адрес, звучащим в эти дни в связи с избранием Вас 44-м президентом США.

 

Вряд ли Вам известно, что в маленькой стране Абхазии, расположенной на восточном берегу Черного моря, вот уже более полутора веков живут потомки нескольких семей чернокожих рабов. Эти рабы были завезены в 40-е годы XIX века с турецкого невольничьего рынка местным князем и поселены в абхазском селе Адзюбжа. Они заключали браки с местными жителями и по языку, культуре вскоре стали абхазами. Моему прадеду Амберу было 8 лет, когда он попал в Абхазию. Его сын Ширин Абаш родился в 1898 году, а умер в 1958-м, и на его похоронах выступил находящийся в тот момент на отдыхе в Пицунде лидер компартии США афроамериканец Генри Уинстон.

 

Дочь Ширина Нуца работала акушеркой в адзюбжской больнице, и в 1949 году её фотопортрет напечатала выходящая в Москве газета "Комсомольская правда". Мой будущий отец Семен Бобылёв, живший тогда в российском городе Орле, написал ей письмо, и после пяти лет переписки они поженились, и стали жить в столице Абхазии, Сухуме. Ныне их уже нет в живых.


Как видите, у меня и моего брата Вячеслава, также живущего с семьёй в Сухуме, мать была темнокожей, а отец - белым. Сегодня почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сёл внешне мало отличаются от аборигенов края, но мы хорошо знаем о своих корнях и чтим память своих предков. В таком духе мы стараемся воспитывать и своих детей.


И одновременно мы - патриоты своей родной Абхазии!"

 

Алла ЛЕСКОВА

 

 

Поделиться:
Комментариев: 0


Читайте также:






X
Авторизация Регистрация Востановление доступа